Конференции, семинары, выставки Современной гуманитарной академии
CONF.MUH.RU
Главная > АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ > 2009 > 30.09.2009г. «Человек в современном образовательном пространстве».
30.09.2009г. «Человек в современном образовательном пространстве». Печать

30 сентября 2009 г.
Москва
Современная гуманитарная академия

Уважаемые коллеги!

Современная гуманитарная академия 30 сентября 2009 г. проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию "Человек в современном образовательном пространстве". Современный человек создал информационную среду и теперь живет по ее правилам. Цель конференции - обсудить, как изменяется при этом сам человек и какие новые возможности и проблемы для вуза открывает современное образовательное пространство. В рамках этой встречи будет проведен телемост с участниками из регионов.

Круг вопросов

  1. Что такое образовательное пространство? Соотношение понятий "образовательное пространство" и "образовательная среда".
  2. Информационно-коммуникационное пространство как новая среда человека: эволюционный смысл современного образования. Рождение "человека понимающего".
  3. Экология и валеология современной образовательной среды.
  4. Информационные нагрузки или перегрузки: проблема обучения навигации в информационной среде и адаптации человека к новому пространству.
  5. Новое образовательное пространство и индивидуальный подход: новая дидактика, задачи когнитивной диагностики, оценка процессов обучения и качества образования.

Программа

10.30-11.00 Регистрация участников
11.00-13.00

Приветственное слово: ректор СГА профессор В.П. Тараканов
Председатель: Н.В. Шестак

А.Т. Терехин, Е.В. Будилова
Оптимальное соотношение между интегральностью и конкретностью мышления в современной информационной среде
Современная гуманитарная академия, Москва
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Л.П. Кузьмина
Проблемы сохранения здоровья студентов в современной образовательной среде
НИИ медицины труда РАМН, Москва

Н.В. Шестак, С.Ю. Астанина
Элементы системы навигации электронных образовательных ресурсов
Современная гуманитарная академия, Москва

А.В. Латанов
Объективные критерии оценки внимания и утомления в мультимедийной обучающей среде
Современная гуманитарная академия, Москва

Т.П. Лаврова, Г.В. Ковров, А.М. Кудакова, В.В. Логинов Диагностика и коррекция здоровья и стрессового напряжения студентов в процессе обучения
Современная гуманитарная академия, Москва

13.00-13.30 Кофе-брейк
13.30-15.00

Председатель: Н.В. Шестак

О.Г. Щенина, В.Г. Ерыкова
Моделирование образовательной среды малокомплектной школы в условиях перехода к информационному обществу
Современная гуманитарная академия, Москва

А.А. Жуков
Проблемы школы как структуры образовательной среды
Малая академия Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

И.Г. Ершова, Н.В. Шестак
Электронный учебник как составляющая современной образовательной среды в системе непрерывного профессионального образования
Российская медицинская академия последипломного образования, Москва

Е.В. Лаврова
Информационные передачи и их влияние на эмоциональный и когнитивный компонент представлений об опасности
Современная гуманитарная академия, Москва

О.Л. Петренко, А.В. Хорошилов
Контекстный подход как способ формирования новой образовательной среды
Московский институт открытого образования
Институт системного программирования РАН

Д.Г. Давыдов
Вигоросность как социальная активность в образовательном пространстве
Современная гуманитарная академия, Москва

15.00-15.30 Обсуждение докладов и подведение итогов

Участники

  1. Абдеева Наталья Анатольевна, доцент кафедры прикладной информатики и математики, Читинский государственный университет
  2. Адамова Анна Викторовна, семейный психолог, руководитель Центра психологического консультирования "Азбука души", Москва
  3. Астанина Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий обучения, Российская медицинская академия последипломного образования, Современная гуманитарная академия, Москва
  4. Башаева Евгения Павловна, старший преподаватель, Институт педагогики и образования Дальневосточного государственного университета, Владивосток
  5. Березина Татьяна Николаевна, профессор кафедры общей и практической психологии, Московский государственный гуманитарный университет
  6. Боженкова Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики обучения математике, Московский педагогический государственный университет
  7. Будилова Елена Вениаминовна, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  8. Вздорнова Любовь Станиславовна, главный специалист учебного отдела, Пермский институт железнодорожного транспорта
  9. Воронов Михаил Владимирович, доктор технических наук, профессор, Департамент профессорско-преподавательского состава, Современная гуманитарная академия, Москва
  10. Гладилина Ирина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, педагог-организатор, Московский городской университет управления Правительства Москвы
  11. Гогуа Ольга Васильевна, зав. отделом, Департамент профессорско-преподавательского состава, Современная гуманитарная академия, Москва
  12. Давыдов Денис Геннадьевич, кандидат психологических наук, Институт оздоровления учащихся, Департамент науки и инноваций, Современная гуманитарная академия, Москва
  13. Долгова Елена Михайловна, директор Краснообского центра доступа Современной гуманитарной академии, Новосибирск
  14. Домашова Лиана Александровна, заведующая практикой, Институт педагогики и образования Дальневосточного государственного университета, Владивосток
  15. Ершова Ираида Глебовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры технологии последипломного обучения, Российская медицинская академия последипломного образования, Москва
  16. Ерыкова Виктория Григорьевна, кандидат педагогических наук, зам. проректора, руководитель Департамента образовательного контента, Современная гуманитарная академия, Москва
  17. Жуков Аркадий Андреевич, кандидат технических наук, доцент, преподаватель-методист, Малая академия Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
  18. Изгарская Анна Анатольевна, докторант, Институт философии и права сибирского отделения РАН, Новосибирск
  19. Исакова Светлана Дмитриевна, старший преподаватель, Институт педагогики и образования Дальневосточного государственного университета, Владивосток
  20. Казеичева Ирина Николаевна, главный специалист, Управление образования, Орехово-Зуево, Московская область
  21. Кайнова Элеонора Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Департамент профессорско-преподавательского состава, Современная гуманитарная академия, Москва
  22. Калиниченко Вероника Александровна, руководитель психолого-педагогической службы, педагог-психолог, детский сад № 2499, Москва
  23. Калинкина Марина Александровна, педагог-психолог, директор средней общеобразовательной школы № 4, Красноармейск
  24. Киселева Надежда Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова
  25. Коваленко Борис Борисович, доктор экономических наук, профессор, проректор по науке и инновациям, Санкт-Петербургская академия управления и экономики
  26. Козлова Анастасия Владимировна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Департамент науки и инноваций, Современная гуманитарная академия, Москва
  27. Коробкова Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный медицинский университет
  28. Королева Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, Московский городской университет управления Правительства Москвы
  29. Корчажкина Ольга Максимовна, кандидат технических наук, преподаватель английского языка, Центр образования № 1678, Москва
  30. Кропинова Людмила Михайловна, менеджер, Департамент образовательного контента, Современная гуманитарная академия, Москва
  31. Кузнецов Дмитрий Ильич, ведущий специалист, Департамент профессорско-преподавательского состава, Современная гуманитарная академия, Москва
  32. Кузнецова Нина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента, Магнитогорский государственный университет
  33. Кузьмина Елена Ивановна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, Военный университет МО РФ, Москва
  34. Кузьмина Людмила Павловна, доктор биологических наук, профессор, руководитель лаборатории биохимии и молекулярной биологии НИИ медицины труда РАМН, Москва
  35. Куренкова Раиса Васильевна, зав. отделением факультета заочного обучения, Московский пилотный центр, Современная гуманитарная академия, Москва
  36. Лаврова Елена Васильевна, научный сотрудник, Департамент науки и инноваций, Современная гуманитарная академия, Москва
  37. Лаврова Татьяна Павловна, научный сотрудник, Департамент науки и инноваций, Современная гуманитарная академия, Москва
  38. Латанов Александр Васильевич, доктор биологических наук, доцент, зав. лабораторией психофизиологии Института когнитивной нейрологии, Департамент науки и инноваций, Современная гуманитарная академия, Москва
  39. Лебедева Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по воспитательной работе, зав. кафедрой общественных наук, Соликамский государственный педагогический институт
  40. Левченко Елена Николаевна, кандидат философских наук, доцент, Департамент профессорско-преподавательского состава, Современная гуманитарная академия, Москва
  41. Леоненко Игорь Дмитриевич, преподаватель, Государственная академия строительства и ЖКК России, Москва
  42. Лисов Валерий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Москва
  43. Лямзин Михаил Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, Департамент профессорско-преподавательского состава, Современная гуманитарная академия, Москва
  44. Максиняева Марьям Рустамовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности, Московский педагогический государственный университет
  45. Мамчиц Валерия Михайловна, ведущий специалист, Департамент профессорско-преподавательского состава, Современная гуманитарная академия, Москва
  46. Мачехина Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры открытых образовательных технологий, Московский институт открытого образования
  47. Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, Департамент профессорско-преподавательского состава, Современная гуманитарная академия, Москва
  48. Михно Ольга Сергеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Департамент науки и инноваций, Современная гуманитарная академия, Москва
  49. Недумова Марина Алексадровна, кандидат педагогических наук, зам. директора по экспериментальной работе, Центр образования № 1486, Москва
  50. Олейникова Ольга Дмитриевна, кандидат философских наук, профессор, зав. кафедрой философии, Новосибирский государственный педагогический университет
  51. Петренко Ольга Леонидовна, кандидат технических наук, доцент, Московский институт открытого образования
  52. Письменский Алексей Геннадьевич, кандидат исторических наук, доцент, Департамент профессорско-преподавательского состава, Современная гуманитарная академия, Москва
  53. Попкова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики, психологии и частных методик, Витебский областной институт развития образования, Республика Беларусь
  54. Рудик Алла Викторовна, менеджер, Департамент послевузовского образования, Современная гуманитарная академия, Москва
  55. Руковицина Мария Олеговна, менеджер, Департамент профессорско-преподавательского состава, Современная гуманитарная академия, Москва
  56. Савченко Анатолий Антонович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Курский институт социального образования
  57. Салыкова Светлана Валериевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики и управления образованием, Институт педагогики и образования Дальневосточного государственного университета, Владивосток
  58. Самсонова Наталья Михайловна, менеджер, Департамент послевузовского образования, Современная гуманитарная академия, Москва
  59. Сафонова Светлана Владимировна, доцент, Департамент профессорско-преподавательского состава, Современная гуманитарная академия, Москва
  60. Синицына Марина Михайловна, начальник группы по работе с учебными площадками, Московский пилотный центр, Современная гуманитарная академия, Москва
  61. Соболева Наталия Станиславовна, зам. директора по воспитательной работе, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 6, Курск
  62. Соколов Георгий Александрович, менеджер, Департамент науки и инноваций, Современная гуманитарная академия, Москва
  63. Терехин Анатолий Тимофеевич, профессор, доктор биологических наук, зав. лабораторией нейросетевых технологий Института когнитивной нейрологии, Современная гуманитарная академия, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  64. Толкачев Владимир Афанасьевич, доктор педагогических наук, профессор, Департамент профессорско-преподавательского состава, Современная гуманитарная академия, Москва
  65. Федоров Сергей Евгеньевич, кандидат технических наук, профессор, Департамент профессорско-преподавательского состава, Современная гуманитарная академия, Москва
  66. Фоминых Екатерина Сергеевна, аспирант, Оренбургский государственный педагогический университет
  67. Хлебодарова Ольга Борисовна, преподаватель, Раменский филиал Современной гуманитарной академии
  68. Хорошилов Алексей Владимирович, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник, Институт системного программирования РАН, Москва
  69. Цветкова Галина Владимировна, аспирант кафедры педагогики, Волгоградский государственный педагогический университет
  70. Черепанова Наталья Владимировна, кандидат философских наук, зам. руководителя, Департамент профессорско-преподавательского состава, Современная гуманитарная академия, Москва
  71. Чернов Вячеслав Александрович, научный сотрудник отдела истории, музей "Город", Барнаул
  72. Чмыхова Екатерина Витальевна, кандидат социологических наук, зам. проректора, руководитель Департамента науки и инноваций, Современная гуманитарная академия, Москва
  73. Чуб Елена Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, Новосибирский филиал Современной гуманитарной академии
  74. Чупрасова Валентина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и управления образованием, Институт педагогики и образования Дальневосточного государственного университета, Владивосток
  75. Шедловская Елена Евгеньевна, зам. директора Московского пилотного центра, Современная гуманитарная академия, Москва
  76. Шестак Надежда Владимировна, кандидат медицинских наук, зам. директора по научной работе Департамента науки и инноваций, зав. кафедрой технологий последипломного обучения, Современная гуманитарная академия, Российская медицинская академия последипломного образования, Москва
  77. Шингарева Наталья Михайловна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет
  78. Щенина Ольга Геннадьевна, кандидат политических наук, ведущий специалист, Департамент образовательного контента, Современная гуманитарная академия, Москва
  79. Якиманская Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Институт консультирования и тренинга "Статус", Оренбург

Тезисы

* Тезисы представлены в авторской редакции.

  1. Реформы российской системы образования и изменение образовательного пространства с позиций мирсистемного подхода
    Изгарская Анна Анатольевна, Институт философии и права Сибирского отделения РАН, Новосибирск

  2. Оптимальное соотношение между интегральностью и конкретностью мышления в современной информационной среде
    Терехин Анатолий Тимофеевич, Институт когнитивной нейрологии СГА, Москва
    Будилова Елена Вениаминовна Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва

  3. Социокультурная среда вуза как условие реализации индивидуальной траектории профессионального становления будущего специалиста
    Попкова Елена Владимировна, Витебский областной институт развития образования, Республика Беларусь

  4. Актуализация знаний как условие обеспечения качества образовательного процесса
    Кузнецова Нина Владимировна, Магнитогорский государственный университет

  5. Моделирование образовательной среды малокомплектной школы в условиях перехода к информационному обществу
    Ерыкова Виктория Григорьевна, Щенина Ольга Геннадьевна, Департамент образовательного контента СГА

  6. Музей и образование: специфика
    Чернов Вячеслав Александрович, Музей "Город", Барнаул

  7. Личностное измерение образовательного пространства
    Березина Татьяна Николаевна, Московский государственный гуманитарный университет

  8. Управление развитием образовательных достижений личности - необходимый компонент современной образовательной среды как фактора формирования успешной личности
    Соболева Наталия Станиславовна, Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 6, Курск

  9. Организация смыслопоисковой деятельности старшеклассников в образовательном процессе в условиях тьюторского сопровождения
    Цветкова Галина Владимировна, Волгоградский государственный педагогический университет

  10. Контекстный подход как способ формирования новой образовательной среды
    Петренко Ольга Леонидовна, Московский институт открытого образования
    Хорошилов Алексей Владимирович, Институт системного программирования РАН

  11. Организация учебной деятельности в вузе в условиях дидактической поликультурной среды
    Коробкова Светлана Александровна, Волгоградский государственный медицинский университет

  12. Диагностика и коррекция здоровья и стрессового напряжения студентов в процессе обучения
    Лаврова Татьяна Павловна, Ковров Г. В., Кудакова А. М., Логинов В.В., Институт оздоровления учащихся ДНИ СГА, Москва

  13. Психологический анализ качества деятельности студентов в условиях педагогической практики в школе
    Киселева Надежда Анатольевна, Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова

  14. Развитие творчества молодежи в новом образовательном пространстве высшей школы
    Гладилина Ирина Петровна, Московский городской университет управления правительства Москвы

  15. Информационные передачи и их влияние на эмоциональный и когнитивный компонент представлений об опасности
    Лаврова Елена Васильевна, Институт оздоровления учащихся ДНИ СГА, Москва

  16. К вопросу о терминологии: информационное пространство VS информационная среда
    Корчажкина Ольга Максимовна, Центр образования № 1678, Москва

  17. Диагностика профессионализма учителя как ресурс развития школы
    Мачехина Ольга Николаевна, Московский институт открытого образования

  18. Коммуникативные установки студентов-инвалидов в информационно-коммуникационном пространстве вуза
    Фоминых Екатерина Сергеевна, Оренбургский государственный педагогический университет

  19. Элементы системы навигации электронных образовательных ресурсов
    Астанина Светлана Юрьевна, Департамент науки и инноваций СГА, Москва

  20. Электронный учебник как составляющая современной образовательной среды в системе непрерывного профессионального образования
    Ершова Ираида Глебовна, Шестак Надежда Владимировна, Российская медицинская академия последипломного образования

  21. Вигоросность как социальная активность в образовательном пространстве
    Давыдов Денис Геннадиевич, Институт оздоровления учащихся ДНИ СГА, Москва

  22. Объективные критерии оценки внимания и утомления в мультимедийной обучающей среде
    Латанов Александр Васильевич, Терещенко Л.В., Качалова Лариса Михайловна
    Институт когнитивной нейрологии ДНИ СГА, Москва
    Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Итоги

В Современной гуманитарной академии 30 сентября состоялась встреча ученых и преподавателей, которая продемонстрировала масштабность и актуальность заявленной для обсуждения проблемы - "Человек в современном образовательном пространстве". Интерес, проявленный к конференции со стороны педагогов и представителей самых разных областей науки (биологов, психологов, социологов, медиков и др.), подтвердил своевременность научных исследований в данном направлении. В работе конференции приняли участие научные сотрудники и профессорско-преподавательский состав СГА, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского городского университета управления Правительства Москвы, Института философии и права СО РАН, Российской медицинской академии последипломного образования, Витебского областного института развития образования (Беларусь) и т.д. Свои научные статьи прислали исследователи из Оренбурга, Барнаула, Новосибирска, Пскова, Владивостока, Курска, Магнитогорска и т.д.

Ректор СГА профессор В.П. Тараканов, приветствуя участников конференции, назвал проблему соотношения человека и образовательной среды ключевой в построении всей системы образования в стране, а не только вузовского. От того, как будут решены вопросы построения образовательного пространства, как будет вписан в него человек, во многом зависит эффективность подготовки специалистов для нового информационного общества. В то же время даже сами понятия образовательное пространство и образовательная среда не являются еще достаточно устоявшимися в научных публикациях. Большинство авторов полагают, что образовательное пространство - это нечто общее, характерное для страны, может для вуза, но не связанное с присутствием человека. А вот образовательная среда - это именно те условия, с которыми непосредственно обучающийся сталкивается. И в этой связи принципиально важно определиться в сущности самих понятий. Ректор привлек внимание аудитории к появлению информационных технологий, а вследствие этого к изменению условий образовательной деятельности и для вуза, и для преподавателя, и для студента - к построению оптимальной образовательной среды. При этом, по его мнению, должны решаться педагогические, организационные, дидактические проблемы, вопросы здоровьесбережения, в разрешении которых СГА приобрела немалый опыт и готова им поделиться с коллегами. В.П. Тараканов пожелал успехов в работе конференции и выразил надежду, что совместными усилиями участники найдут методологические подходы к решению основополагающих проблем построения новой образовательной системы.

Е.В. Чмыхова, заместитель проректора, руководитель Департамента науки и инноваций от лица организаторов конференции приветствовала всех участников и отметила, что в СГА традиционен цикл конференций, посвященных различным аспектам современной образовательной среды. Цель научных исследований, усилия всех служб и департаментов СГА - спроектировать, создать, развить такое образовательное пространство, которое бы позволило обучать студентов в самых разных уголках планеты. Она обратила внимание присутствующих на то, что СГА считает необходимым не только насытить образовательную среду новыми телекоммуникационными технологиями и качественным образовательным контентом, но сделать безопасной для здоровья, а также стремится к тому, чтобы все центры доступа к образовательным ресурсам имели бы равные возможности.

Участники конференции на междисциплинарном уровне подошли к рассмотрению образовательной среды, но особое внимание было уделено проблемам здоровьесбережения. Так, Л.П. Кузьмина (НИИ медицины труда РАМН), характеризовала состояние здоровья студентов и структуру заболеваемости выпускников школ и первокурсников, выделила основные факторы риска, негативно влияющие на здоровье студентов. Сегодня образовательные стандарты устанавливают все более высокие требования к знаниям, умениям и образованности специалиста, а ритм современной жизни, мощный поток информации, быстрый темп развития информационных технологий предъявляют высокие требования к выносливости человеческого организма и умению противостоять стрессам и чрезмерной перегрузке организма. В то же время самая главная и важная проблема в области создания здоровьесберегающей среды - отсутствие мотивации у студентов к сохранению своего здоровья. Несмотря на это, докладчик призвала не опускать руки и предложила работать по формированию здоровьесберегающего образовательного процесса в следующих основных направлениях:

  • обеспечение санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса;
  • организация рациональной системы питания обучающихся;
  • обеспечение оптимального режима двигательной активности обучающихся;
  • мониторинг и диагностика состояния здоровья обучающихся (разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психического здоровья обучающихся, создание банка данных по заболеваемости учащихся);
  • вовлечение студентов в проведение школ здоровья, дней здоровья и т.д.;
  • использование метода анкетирования.

Л.П. Кузьмина от лица НИИ гигиены труда выразила готовность к сотрудничеству, поскольку институт имеет большой опыт системной медицинской профилактики. Проблемам оценки внимания и утомления в мультимедийной обучающей среде был посвящен доклад А.В. Латанова (СГА). Для выработки объективных критериев этой оценки были интегрированы различные физиологические методики. Каждая методика дает определенные сведения об унитарных физиологических процессах, однако использование таких методик в комплексе позволяет многосторонне исследовать физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс обучения. Впервые в отечественной практике предложено сочетание видеоокулографии и полиграфии, которые взаимно дополняют друг друга. Интегрированная методика включает следующие компоненты: 1) видеоокулографию; 2) электроэнцефалографию; 3) электроокулографию; 4) электрокардиографию; 5) мониторинг диаметра зрачка; 6) потенциалы, связанные с событиями. Докладчик выразил уверенность, что на основе такого подхода в перспективе можно разработать объективную и прогностическую экспертную систему для оценки эффективности восприятия зрительной информации с использованием электронных средств обучения и обучающей среды в целом.

Т.П. Лаврова (СГА) от лица соавторов проинформировала участников конференции о разработанном в Современной гуманитарной академии модуле "диагностика - коррекция", позволяющем быстро оценить степень напряжения разнообразных систем организма, связанных с потенциальными возможностями в когнитивной сфере для построения эффективного аппарата прогнозирования процесса обучения. С помощью специально разработанного теста стрессового напряжения (ТСН) и теста на темп усвоения знаний (ТУЗ) было выявлено 6 кластеров ранних донозологических признаков снижения когнитивных функций: исходное здоровье, дисбаланс вегетативной нервной системы, особенности сна, эмоциональные особенности, величина стрессовой нагрузки, суммарный балл. Модуль включает, таким образом, диагностику психоэмоциональной лабильности, прогноз эффективного запоминания нового материала и немедикаментозную коррекцию показателей ТСН с помощью БОС-тренинга.

В докладе А.Т. Терехина и Е.В. Будиловой (СГА, МГУ им. М.В. Ломоносова) о соотношении между интегральностью и конкретностью мышления в современной информационной среде было доказано, что данное соотношение должно сдвигаться в сторону большей интегральности. Но как можно способствовать изменению мышления в направлении большей интегральности в процессе образования? Целью образования должно быть получение компетенций в противоположность узко профессиональным знаниям и тестированию с упором на проверку запоминания конкретных фактов, которое не способствует развитию интегрального мышления. По заключению А.Т. Терехина необходимо:

  • Осознать наличие проблемы необходимости обучения интегральному мышлению.
  • Обучать не изолированным фактам, а говорить о промежуточных вариантах и взаимосвязях.
  • Обучать общим закономерностям, а не деталям.
  • Учить подходить к решению проблем с разных сторон и предлагать решать проблемы, требующие многостороннего подхода.

Н.В. Шестак (СГА) представила результаты первого этапа исследования, проведенного в Департаменте науки и инноваций СГА. Докладчик описала систему навигации электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Навигационная система ЭОР направлена на усиление организационно-процессуальной функции образовательного процесса и представляет собой интегративное образование, состоящее из дидактических средств: аппарата организации усвоения (АОУ) и аппарата ориентировки (АО). Элементы АОУ и АО в навигационной системе ЭОР способствуют качественному усвоению учебной информации. Их разработка должна осуществляется на основе методических закономерностей конкретного учебного предмета.

Проблемам школы были посвящены два доклада. А.А. Жуков (Малая академия МГУ им. М.В. Ломоносова) сравнил традиционное ЗУНовское обучение и систему развивающего обучения, которые являются полярными, а все официально признаваемые системы являются промежуточными, поскольку в той или иной мере в рамках вопроса, главы, раздела используют учебное содержание, методы обучения, методы учебной деятельности, формы учебной работы, свойственные полярным системам. Докладчик акцентировал внимание на следующем: если учесть, что процесс учения есть процесс пихофизиологический, а процесс обучения - организационно-управленческий, то не случайно в решении данной задачи возникает педагогическая проблема, связанная с готовностью специалиста в области психологии обеспечить привязку психологического знания к конкретному предмету, а преподавателя частной методики обосновывать методику с опорой на психологическое знание. Эти две составляющих профессионального психолого-педагогического знания учителя традиционно слишком часто не соединяются ни в голове учителя, ни в головах разработчиков учебников.

О.Г. Щенина (СГА) представила участникам конференции проект Современной гуманитарной академии по моделированию образовательной среды малокомплектной школы. Его реализация может содействовать сохранению и развитию малокомплектных школ; сглаживанию социального и информационного неравенства населения крупных и малых поселений, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями перемещения; доступу населения к международной сети электронных библиотек; развитию индивидуальных программ обучения для одаренных детей на месте их проживания; сохранению и преумножению человеческого капитала на малонаселенных территориях.

Е.В. Лаврова (СГА) предложила вниманию присутствующих результаты исследования о влиянии информационных передач на эмоциональный и когнитивный компонент представлений об опасности. Было показано, что информация, представленная в основном в вербальной форме, значительно менее эффективно усваивается по сравнению с той, которая предоставляется обучаемым с использованием наглядных визуальных форм. Другой существенный фактор - это уровень эмоционального состояния субъекта в момент получения информации. Выявленный эффект докладчик предложила использовать при изложении нового учебного материала, составлении мультимедийных программ обучения. Целесообразно помещать вначале иллюстративный материал с конкретными событиями, способными вызывать эмоции, а далее представлять теоретическую часть. Наглядная презентация будет способствовать более эффективному усвоению материала. Внедрение телекоммуникационных технологий в образовательное пространство будет модернизировать процесс обучения, а передачи по телевидению вовлекать зрителя в ситуацию за счет мультимодальности. В СГА, например, уже создан специальный спутниковый канал - СГУ ТВ, позволяющий транслировать обучающие программы широкой аудитории.

Другой аспект формирования образовательной среды прозвучал в докладе О.Л. Петренко (Московский институт открытого образования). Она рассмотрела контекстный подход как перспективный, позволяющий приблизить подготовку выпускников вузов к требованиям реальных производственных процессов. Он моделирует в процессе обучения предметное и социальное содержание деятельности. Контекстная образовательная среда состоит из пяти составляющих: информационной, общекультурной, социальной, предметно-профессиональной и собственно образовательной, задающих смыслообразующие контексты деятельности субъектов образовательного процесса. Для учебно-профессиональной деятельности можно использовать реальные задачи или ставить собственные исследовательские проблемы. Каждая следующая контекстная ситуация для решения поставленной проблемы требует приобретенные ранее навыки плюс формирование новых. В результате к концу построенного таким образом курса обучения будут достигнуты необходимые навыки, а также освоены способы их применения в реальном окружении.

Завершая работу конференции, Н.В. Шестак отметила, что образовательное пространство многомерно и его рассмотрение невозможно без учета всех составляющих, а также выразила надежду, что участники конференции получили новую информацию, полезную для работы, ознакомились с новыми идеями, которые могут лечь в основу новых исследований. Несмотря на активность ученых в работе по организации "комфортного" для человека образовательного пространства, вопросов оказалось больше, чем решений. Но пути уже намечены, некоторые задачи решены, а нерешенные задачи - это направление дальнейшей деятельности.

Фото

Увеличить Увеличить
Открытие конференции. Приветственное слово. Ректор СГА В.П. Тараканов Приветственное слово. Заместитель проректора СГА, руководитель ДНИ Е.В. Чмыхова
Увеличить Увеличить
Председатель конференции Н.В. Шестак Л.П. Кузьмина. НИИ медицины труда РАМН, Москва
Увеличить Увеличить
Участники конференции Участники конференции
Увеличить Увеличить
А.Т. Терехин. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Современная гуманитарная академия Н.В. Шестак. Современная гуманитарная академия
Увеличить Увеличить
А.В. Латанов. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Современная гуманитарная академия Т.П. Лаврова. Современная гуманитарная академия
Увеличить Увеличить
Вопрос из зала. А.Т. Терехин О.Г. Щенина. Современная гуманитарная академия
Увеличить Увеличить
Студенческая аудитория А.А. Жуков. Малая академия Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Увеличить Увеличить
Е.В. Лаврова. Современная гуманитарная академия О.Л. Петренко. Московский институт открытого образования
Увеличить
Участники конференции
Н.А. Абдеева, Читинский государственный университет (справа)
Г.А. Лебедева, Соликамский государственный педагогический институт

 
 
 

Rambler's Top100

URL: http://www.conf.muh.ru | webmaster: webmaster@muh.ru
Copyright © 2004—2017, СГА