Конференции, семинары, выставки Современной гуманитарной академии
CONF.MUH.RU
Главная > АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ > 2009 > 23.04.2009г. «Парадигма актуального образования: обеспечение конкурентоспособности образовательных учреждений».
23.04.2009г. «Парадигма актуального образования: обеспечение конкурентоспособности образовательных учреждений». Печать

23 апреля 2009 г.
Москва
Современная гуманитарная академия

Цель конференции - обсуждение актуальных проблем развития современного образования в России, связанных с разработкой и реализацией стратегий повышения конкурентоспособности вуза и проводимых им услуг.

Организатор конференции - Департамент маркетинга и рекламы (ДМР) Современной гуманитарной академии.

Тематические направления для обсуждения:

  1. Теоретические подходы к разработке стратегии повышения конкурентоспособности образовательного учреждения.
  2. Методические основы оценки конкурентоспособности образовательного учреждения и образовательной услуги.
  3. Опыт маркетинговых служб в использовании (разработке) стратегий повышения конкурентоспособности образовательного учреждения.

Департамент маркетинга и рекламы Современной гуманитарной академии собирается привлечь внимание и объединить усилия исследователей и практиков в сфере образования, ведущих научный поиск в русле обсуждаемых проблем. Для обсуждения будут представлены результаты исследований, проведенных в 2007-2008 году.

Программа

10.30-11.00 Регистрация участников
11.00-13.00

Председатели:
И.А. Крутий, И.В. Тихомирова, И.Э. Смирнова
Приветственное слово:
ректор СГА, профессор В.П. Тараканов

В.С. Сенашенко
Качество образовательных услуг как основа конкурентоспособности образовательного учреждения
Российский университет дружбы народов, Москва

Н.В. Сорокина
Теоретические подходы к разработке стратегии повышения конкурентоспособности в области инновационных технологий, на примере Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

И.А. Крутий, И.К. Зангиева, А.А. Бондаренко
Комплексная методика анализа конкурентоспособности вуза
Современная гуманитарная академия, Москва

И.В. Захарова
Конкурентоспособность образовательного учреждения с точки зрения некоммерческого маркетинга
Ульяновский государственный технический университет

О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская, Ю.А. Вознесенская
Роль веб-политики в обеспечении конкурентоспособности вуза
Современная гуманитарная академия, Москва

13.00-13.30 Кофе-брейк
13.30 - 15.30

Председатели:
И.А. Крутий, И.В. Тихомирова, И.Э. Смирнова

А.О. Блинов
Инвестиции в человеческий капитал - партнерство высшей школы и бизнеса
Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Москва

Л.А. Данченок, М.В. Маркова
Роль ключевых компетенций в создании конкурентных преимуществ бизнес-школ
Государственный университет экономики, статистики и информатики, Москва

А.И. Мохов
Зависимость конкурентоспособности вуза от конкурентоспособности его выпускника на примере подготовки и развития юриста-индивида
Институт государственного управления, права и инновационных технологий, Москва

Н.В. Позывайлова
Пути повышения конкурентоспособности выпускников специальностей 190604 - "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" и 151001- "Технология машиностроения"
Региональный многопрофильный колледж, Ставрополь

15.30-16.00 Обсуждение докладов и подведение итогов

Участники

  1. Абакумова Татьяна Геннадьевна, зав. отделом ДПО, Сибирская академия государственной службы, Томск
  2. Авдеев Владимир Тихонович, кандидат технических наук, доцент, директор Отделения конструирования учебных курсов, Современная гуманитарная академия
  3. Анненков Владимир Владимирович, кандидат географических наук, старший научный сотрудник, ведущий специалист, Современная гуманитарная академия
  4. Аристова Марина Вадимовна, кандидат технических наук, доцент, ведущий специалист, Современная гуманитарная академия
  5. Артамонова Марина Васильевна, кандидат социологических наук, Государственный университет-Высшая школа экономики
  6. Бекетов Николай Викторович, доктор экономических наук, директор Научно-исследовательского проектно-экономического института, Якутский государственный университет
  7. Бершадская Маргарита Давыдовна, кандидат технических наук, руководитель службы поддержки инновационной деятельности, Современная гуманитарная академия
  8. Блинов Андрей Олегович, доктор экономических наук, профессор, Всероссийский заочный финансо-экономический институт, Москва
  9. Боженкова Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Педагогическая академия последипломного образования, Москва
  10. Бондаренко Анна Алексеевна, ведущий специалист, Современная гуманитарная академия
  11. Брусницына Надежда Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры антикризисного управления, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
  12. Вознесенская Юлия Алексеевна, кандидат филологических наук, зам. руководителя службы поддержки инновационной деятельности, Современная гуманитарная академия
  13. Глотова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания второго иностранного языка, Российский государственный университет им. И. Канта, Калининград
  14. Данченок Лариса Александровна, доктор экономических наук, директор Института менеджмента, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
  15. Зангиева Ирина Казбековна, зав. лабораторией Центра стратегических исследований, Современная гуманитарная академия
  16. Захарова Инна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Экономика и менеджмент", Ульяновский государственный технический университет
  17. Зуева Анастасия Сергеевна, аспирант, Российский государственный профессионально- педагогический университет, Екатеринбург
  18. Зуева Дарья Сергеевна, старший научный сотрудник, Современная гуманитарная академия
  19. Зырянова Наталья Искандарьевна, старший преподаватель, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
  20. Илюшина Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет
  21. Клокова Ольга Анатольевна, менеджер, Современная гуманитарная академия
  22. Козлова Анастасия Владимировна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Современная гуманитарная академия
  23. Крутий Ирина Андреевна, кандидат социологических наук, директор Центра стратегических исследований, Современная гуманитарная академия
  24. Ласковец Светлана Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, зам. директора Института менеджмента, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
  25. Левченко Елена Николаевна, кандидат философских наук, менеджер, Современная гуманитарная академия
  26. Мамаева Мария Анатольевна, кандидат физико-математических наук, Управление международных связей, Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург
  27. Маркова Марина Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
  28. Мележик Светлана Геннадьевна, кандидат экономических наук, начальник учебно-методического отдела, Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова
  29. Мокроносов Александр Германович, доктор экономических наук, директор Института экономики и управления, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
  30. Мохов Андрей Игоревич, доктор технических наук, профессор кафедры менеджмента, Институт государственного управления, права и инновационных технологий, Москва
  31. Никулин Валерий Александрович, доктор технических наук, профессор кафедры гидроаэромеханики и теплотехники, Камский институт гуманитарных и инженерных технологий
  32. Павлов Константин Викторович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой мировой экономики, Белгородский государственный университет
  33. Пискорская Светлана Юрьевна, доктор философских наук, доцент, зав. кафедрой рекламы и культурологи, Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярск
  34. Подаруева Ксения Геннадьевна, студент, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
  35. Позывайлова Наталья Викторовна, преподаватель, Региональный многопрофильный колледж, Ставрополь
  36. Прис Евгения Владимировна, студент, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
  37. Рудик Алла Викторовна, Современная гуманитарная академия
  38. Савельев Игорь Игоревич, аспирант, ассистент кафедры менеджмента, Владимирский государственный университет
  39. Самсонова Наталья Александровна, Современная гуманитарная академия
  40. Севостьянова Галина Ивановна, зам. начальника отдела, Российский государственный социальный университет, Москва
  41. Сенашенко Василий Савельевич, доктор физико-математических наук, профессор кафедры сравнительной образовательной политики, Российский университет дружбы народов, Москва
  42. Смирнова Ирина Эдуардовна, кандидат педагогических наук, Современная гуманитарная академия
  43. Смирнова Татьяна Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Северская государственная технологическая академия
  44. Соколов Георгий Александрович, менеджер, Современная гуманитарная академия
  45. Соколова Елена Александровна, начальник учебно-методического управления, кандидат педагогических наук, Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова
  46. Сорокина Наталья Владиславовна, аспирант, Московский государственный университет экономики
  47. Сурхаев Магомед Абдулаевич, кандидат педагогических наук, докторант, Институт содержания и методов обучения РАО, Москва
  48. Тихомирова Ирина Викторовна, зав. лабораторией Центра стратегических исследований, Современная гуманитарная академия
  49. Федотов Василий Артемьевич, кандидат экономических наук, декан экономического факультета, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
  50. Храмцова Зинаида Васильевна, менеджер, Современная гуманитарная академия

Итоги

Ситуация на отечественном рынке образовательных услуг с каждым годом становится все более напряженной. На рынок выходят новые коммерческие вузы, которые благодаря своей мобильности увеличивают занимаемую в этом сегменте нишу. Требования к структуре и сущности образовательных программ возрастают, поскольку меняется и сама экономика. Это порождает проблему поиска новых источников повышения конкурентоспособности вуза. Решение этой задачи в условиях ужесточения рыночной среды и постоянно изменяющихся требований экономики вызывает повышенное внимание к проблеме поиска конкурентных преимуществ и обуславливает актуальность конференции, прошедшей в Современной гуманитарной академии 23 апреля с.г.

Во вступительной речи ректор академии профессор В.П. Тараканов отметил уникальность данного мероприятия: "Эта конференция особенная, поскольку на сегодняшний день - в условиях разразившегося кризиса - немаловажным остается вопрос повышения качества образования и, следовательно, повышение конкурентоспособности вуза. Без наращивания интеллектуального потенциала нации невозможен выход на передовые рубежи экономического и социального прогресса, как невозможно вообще движение страны вперед, - это ни у кого не вызывает сомнения. Однако как достичь таких результатов, как добиться высочайшего качества в условиях ограниченности ресурсов? Это сложный вопрос, требующий научного осмысления, выработки новой парадигмы образования и новых подходов к его осуществлению".

Увеличить

Что же такое конкурентоспособность учебного заведения? Вот как определила эта понятие кандидат социологических наук, директор Центра стратегических исследований СГА и один из председателей оргкомитета конференции И.А. Крутий: "Конкурентоспособность вуза - это его способность превзойти конкурента в заданных условиях на основе значимых для потребителя параметров". Исследователями Центра была апробирована комплексная методика анализа конкурентоспособности вуза. Оценка последней проходила по следующим этапам: определение каждого направления конкурентоспособности, разработка системы шкал, интегрированная оценка объектов и сопоставительный анализ. Полученная информация дала возможность принимать управленческие решения и прогнозировать развитие конкурентной среды.

Увеличить

Но сложно говорить о конкурентоспособности как таковой, не отнеся услуги, предоставляемые вузом, к какому-либо сегменту отношений. Что же такое образование в принципе? Общественное благо или услуга? На этот вопрос попытался ответить в своем выступлении доктор физико-математических наук, профессор кафедры сравнительной образовательной политики РУДН В.С. Сенашенко. Для решения проблемы прежде всего необходимо обозначить свойства общественного блага, а это, в первую очередь, неконкурентоспособность. Следовательно, образование есть благо квазиобщественное. Что же касается понятия "услуга", то оно, по мнению докладчика, не приемлемо ни по отношению к высшей школе, ни к сфере образования в принципе, поскольку преподаватель - это не продавец знания, а научный исследователь и наставник. Термин же "услуга" навязан нам условиями рынка. Отсюда следует, что вуз оказывает образовательные услуги в контексте учебной деятельности.

Увеличить

Качество образования на современном этапе выступает главным конкурентным преимуществом учебных заведений наряду с ценой за обучение. Качество обучения представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги. По общему мнению докладчиков конференции, конкурентоспособность вуза обеспечивается: конкурентоспособностью студентов и выпускников, уровнем профессорско-преподавательского состава, методическими, научными и техническими средствами обучения и т. п. Помимо прочего существует ряд немаловажных факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза. Одним из них является веб-политика. Данный аспект был затронут в докладе кандидата технических наук, руководителя службы поддержки инновационной деятельности СГА М.Д. Бершадской. Влияние веб-политики на конкурентоспособность вуза определяется той ролью, которую играет сегодня Интернет. Официальный сайт вуза является его визитной карточкой, представляющей многостороннюю информацию об образовательных и научных достижениях вуза. Развитие веб-политики российских вузов способствует расширению сотрудничества, в том числе международного, неформальному общению между учеными, а также обеспечивает оперативный всесторонний обмен информацией о достижениях в сфере науки и образования в самым разных уголках нашей страны и мира в целом.

Увеличить

Главный стимул для конкуренции - это технический прорыв, внедрение инноваций. Именно поэтому важной задачей вуза является подготовка специалистов, способных работать в новых условиях и востребованных на рынке труда. Об этом в своем докладе "Теоретические подходы к разработке стратегии повышения конкурентоспособности в области инновационных технологий на примере МЭСИ" рассказала аспирантка Московского государственного университет экономики, статистики и информатики Н.В. Сорокина.

Увеличить

На сегодняшний день знания выступают инструментом повышения качества товаров и товаром сами по себе. Это основывается на новых технологиях производства знаний, продажи и продвижения. О повышении конкурентоспособности, но в более узком ракурсе, говорила в своем выступлении преподаватель Регионального многопрофильного колледжа в Ставрополе Н.В. Позывайлова.

Увеличить

Позиции вузов на рынке определяются конкурентоспособностью предоставляемых ими услуг. Более прочные позиции займут те вузы, которые наряду со сбалансированным деловым портфелем будут работать над созданием пользующейся доверием у потребителей торговой марки (brand name). Фактором, повышающим конкурентоспособность вуза, является также его готовность предоставить образовательные услуги в инновационном режиме с использованием современных информационных технологий и ноу-хау (доклад М.В. Маркова, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики).

Увеличить

В докладах были затронуты различные аспекты обсуждаемых проблем: адаптация российского образования к современным рыночным условиям, выживаемость отечественных вузов; повышение качества образовательных услуг и др. Выступавшие отметили тенденцию возрастания требований к качеству подготовки специалистов для всех отраслей национально-хозяйственной системы России; подчеркнули необходимость изменения сложившегося ранее стереотипа педагогической практики; выдвинули конкретные предложения по использованию новых технологий и определили наиболее эффективные способы существования и пути развития вуза на рынке образовательных услуг (выступление с сообщением Н.А. Анцигин, Институт государственного управления, права и инновационных технологий, Москва).

Увеличить

Материалы конференции свидетельствуют о том, что ученые российской высшей школы наработали целый комплекс идей, теоретических положений концептуального, программного и прикладного характера, направленных на решение обозначенных проблем; создали конкретные научно-практические и социальные технологии, повышающие способность существования вуза в условиях рынка образовательных услуг. Современные условия требуют принципиально нового подхода к организации системы подготовки специалистов. Образование - рыночный продукт, и его качество должно соответствовать требованиям современного этапа развития экономики.

Увеличить

Фото

Президиум конференции
В.П. Тараканов, И.Э. Смирнова, И.А. Крутий, И.В. Тихомирова
Современная гуманитарная академия
В.С. Сенашенко
Российский университет дружбы народов, Москва
Вопрос из зала
М.В. Артамонова
Государственный университет - Высшая школа экономики, Москва
Вопрос из зала
В.А. Толкачев
Современная гуманитарная академия
Н.В. Сорокина
Московский государственный университет экономики
Вопрос из зала
В.С. Сенашенко
Российский университет дружбы народов, Москва
Вопрос из зала
А.И. Мохов
Институт государственного управления, права и инновационных технологий, Москва
М.Д. Бершадская
Современная гуманитарная академия
Вопрос из зала
С.С. Галкин
Московский государственный университет экономики
Участники конференции
М.В. Маркова
Московский государственный университет экономики
Вопрос из зала
В.В. Анненков
Современная гуманитарная академия
Н.В. Позывайлова
Региональный многопрофильный колледж, Ставрополь
Участники конференции
Н.А. Анцигин
Институт государственного управления, права и инновационных технологий, Москва

 
 
 

Rambler's Top100

URL: http://www.conf.muh.ru | webmaster: webmaster@muh.ru
Copyright © 2004—2018, СГА