Конференции, семинары, выставки Современной гуманитарной академии
CONF.MUH.RU
Главная > АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ > 2008 > 17.10.2008г. «Гендерное образование в России: состояние и проблемы становления».
17.10.2008г. «Гендерное образование в России: состояние и проблемы становления». Печать

17 октября 2008 г.
Москва
Современная гуманитарная академия

Цель конференции - собрать широкий круг специалистов в области гендерного образования, обсудить проблемы и перспективы гендерного образования в России.

Организатор конференции - Департамент качества образования (ДКО) Современной гуманитарной академии.

Круг вопросов

  • пути достижения равенства между мужчинами и женщинами в образовательном процессе в вузе (занимаемые должности, карьерный рост, перспективы самореализации);
  • учет индивидуально-психологических и интеллектуальных особенностей юношей и девушек при организации учебных занятий;
  • использование компьютерных технологий в системе гендерного образования на примере дистанционного обучения;
  • гендерная экспертиза учебных программ и тематических планов, учебников и учебных пособий вузов в целях исключения из их содержания дискриминации по половому признаку;
  • методики внедрения гендерных знаний в систему высшего образования;
  • особенности тестирования юношей и девушек при организации их дистанционного обучения в вузе на базе компьютерных технологий.

Программа

10.30-11.00 Регистрация участников
  Приветственное слово: ректор СГА М.П.Карпенко, проректор СГА Г.И. Письменский
Председатели: Г.И. Письменский, С.Л. Рыков, Н.В. Черепанова
11.10-11.30

С.Л. Рыков
Гендерное образование как фактор оптимизации образовательного процесса в вузе
Современная гуманитарная академия, Москва

11.30-11.45

Г.И. Климантова
Реализация гендерного подхода в образовательном процессе вуза (на примере РГСУ)
Российский государственный социальный университет, Москва

11.45-12.00

О.С. Осипова
Гендерное образование в курсе "Социология и психология управления"
Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов РФ, Москва

12.00-12.15

Н.А. Бычкова
Гендерное просвещение как фактор развития российского общества
Центр массовых программ и конкурсов Московского дома общественных организаций Комитета общественных связей г. Москвы

12.15-12.30

М.Г. Котовская
Проблемы и перспективы гендерного образования в России
Российский государственный гуманитарный университет, Москва

12.30-12.45

Л.Д. Бойченко
Гендерное образование при подготовке студентов-юристов: опыт Республики Карелия
РОО "Карельский Центр гендерных исследований", Петрозаводск

12.45-13.00

Т.Ю. Забелина
Опыт внедрения гендерных знаний в систему высшего образования России
Московский гуманитарный университет

13.00-13.30

Кофе-брейк

13.30-13.45

Э.М. Иванова
Взаимодействие неправительственных женских организаций России со структурными подразделениями гендерного образования вузов
Межрегиональная женская общественная организация "Конверсия и женщины", Москва

13.45-14.00

З.А. Хоткина
Внедрение гендерно-экономических знаний в образовательный процесс вузов
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, Москва

14.00-14.20

И.В. Костикова
Методика внедрения гендерных знаний в систему высшего образования: опыт МГУ им. М.В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

14.20-14.35

М.В. Аристова
Рекомендации по учету гендерного фактора в образовательном процессе вуза
Современная гуманитарная академия, Москва

14.35-14.50

Г.В. Панина
Гендерные исследования как элемент социокультурной экспертизы образовательных технологий
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

14.50-15.05

Л.И. Столярчук
Проблемы становления гендерного образования в вузе и пути их решения
Волгоградский государственный педагогический университет

15.05-15.20

А.В. Цветков
О гендерных особенностях знаково-символической деятельности студентов 17-24 лет
Московский психолого-социальный институт

15.20-15.35

М.В. Юшкина
Здоровьесберегающие технологии в гендерном образовании: актуальность внедрения в учебный процесс вуза
Средняя образовательная школа № 237, Москва

15.35-16.30

Обсуждение докладов и подведение итогов

Участники

  1. Авдеев Владимир Тихонович, кандидат технических наук, директор отделения конструирования учебных курсов, Современная гуманитарная академия, Москва
  2. Анненков Владимир Владимирович, кандидат географических наук, заведующий лабораторией дистанционных технологий, Федеральный институт развития образования, Москва
  3. Аристова Марина Вадимовна, кандидат технических наук, доцент кафедры педагогических технологий, Современная гуманитарная академия, Москва
  4. Багдасарова Наталия Арамовна, кандидат исторических наук, зав. отделом управления распределенной научной структурой, Современная гуманитарная академия, Москва
  5. Боголепова Светлана Федоровна, зам. директора Института когнитивной нейроло-гии, Современная гуманитарная академия, Москва
  6. Бойченко Лариса Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент, директор РОО "Карельский центр гендерных исследований", председатель Карельского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Движения женщин России", Северный филиал Российской правовой академии Минюста РФ, Петрозаводск
  7. Гогуа Ольга Васильевна, ведущий специалист, Современная гуманитарная академия, Москва
  8. ГогузеваТатьяна Сергеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Современная гуманитарная академия, Уфа
  9. Голубкова Галина Ивановна, заведующая отделением "Сестринское дело", Государственный медицинский колледж, Братск
  10. Джабуева Гульжанат Рахматуллаевна, ассистент кафедры психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала
  11. Ежова Ольга Васильевна, воспитатель 1-й квалификационной категории, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 27", Екатеринбург
  12. Забелина Татьяна Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент, Московский гуманитарный университет
  13. Земскова Юлия Анатольевна, преподаватель кафедры анатомии и физиологии человека, Государственный медицинский колледж, Братск
  14. Зимина Ирина Сергеевна, доцент кафедры инновационных образовательных теорий и технологий, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
  15. Иванова Элеонора Матвеевна, кандидат технических наук, президент межрегиональной женской общественной организации "Конверсия и женщины", член международной академии "Бизнес и администрация", Москва
  16. Карпенко Михаил Петрович, доктор технических наук, профессор, ректор Современной гуманитарной академии
  17. Климова Валерия Витальевна, аспирантка, Государственный университет гуманитарных наук, Москва
  18. Козлова Анастасия Владимировна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Современная гуманитарная академия, Москва
  19. Кондарева Марина Васильевна, старший менеджер факультета заочного обучения, Современная гуманитарная академия, Москва
  20. Коробкова Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный медицинский университет
  21. Костикова Ирина Викторовна, кандидат философских наук, зав. лабораторией развития гендерного образования, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  22. Котовская Мария Григорьевна, доктор исторических наук, профессор, зам. заведующей кафедрой гендерных исследований, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, Российский государственный гуманитарный университет, Москва
  23. Кузнецов Дмитрий Ильич, ведущий специалист, Современная гуманитарная академия, Москва
  24. Кулагина Наталия Владимировна, преподаватель кафедры психологии, Пермский государственный университет (Березниковский филиал), Соликамск
  25. Кущевская Анна Владимировна, бакалавр, учитель английского языка, средняя образовательная школа № 971, Москва
  26. Левченко Елена Николаевна, кандидат философских наук, доцент, Современная гуманитарная академия, Москва
  27. Лесничий Валерий Владимирович, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, Военно-медицинская академия, Санкт-Петербург
  28. Мазаева Лидия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
  29. Мамчиц Валерия Михайловна, ведущий специалист, Современная гуманитарная академия, Москва
  30. Маркусь Ольга Николаевна, педагог-психолог, Колледж архитектуры и строительства, Дедовск
  31. Матвеева Нина Ивановна, менеджер приемной комиссии, Современная гуманитарная академия, Москва
  32. Осипова Ольга Степановна, доктор социологических наук, доцент, Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов РФ, Москва
  33. Панина Галина Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и культурологи, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
  34. Письменский Геннадий Иванович, доктор военных наук, доктор исторических наук, профессор, руководитель Департамента профессорско-преподавательского состава, проректор Современной гуманитарной академии, Москва
  35. Рыков Сергей Леонидович, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогических технологий, Современная гуманитарная академия, Москва
  36. Рязанцева Людмила Владимировна, учебный менеджер, Современная гуманитарная академия, Обнинск
  37. Смоленко Елена Дмитриевна, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии человека, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова
  38. Столярчук Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, директор научно-исследовательского центра гендерных исследований, Волгоградский государственный педагогический университет
  39. Толкачев Владимир Афанасьевич, доктор педагогических наук, профессор, Современная гуманитарная академия, Москва
  40. Тройнова Татьяна Георгиевна, председатель совета "Женщины и информация", Москва
  41. Французова Наталья Викторовна, администратор, Современная гуманитарная академия, Москва
  42. Хоткина Зоя Александровна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, эксперт ООН по проблемам гендерной политики, Москва
  43. Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, Московский психолого-социальный институт
  44. Черепанова Наталья Владимировна, кандидат философских наук, доцент, Современная гуманитарная академия, Москва
  45. Шелухин Олег Иванович, доктор технических наук, профессор, Современная гуманитарная академия, Москва
  46. Юшкина Марина Викторовна, педагог-психолог, средняя общеобразовательная школа № 237, Москва

Итоги

17 октября 2008 г. в Современной гуманитарной академии состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Гендерное образование в России: состояние и проблемы становления".

Как утверждал Б.Г. Ананьев, пол человека играет огромную роль в его жизни и деятельности, являясь "естественной основой всей его индивидуальности". Как показывает практика вузовского образования, в современных ус-ловиях "бесполая" наука малоэффективна и рассчитана на среднего студента. Сама жизнь свидетельствует о том, что к обучению студента необходимо подходить дифференцированно не только с позиции его интеллекта и социального статуса, но и половой принадлежности. Ведь юноши и девушки по-разному воспринимают и осмысливают учебную информацию, имеют различные стили самореализации на занятиях.

В работе конференции приняли участие профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники СГА, Московского гуманитарного университета, Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации, Московского психолого-социального института, МВТУ им. Н.Э. Баумана, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Федерального института развития образования, руководители женских неправительственных организаций России "Конверсия и женщины", "Петербургский женский центр", "Карельский центр гендерных исследований", "Диалог". Свои научные статьи прислали ученые из Братска, Дедовска, Екатеринбурга, Махачкалы, Обнинска, Санкт-Петербурга, Соликамска, Ярославля и других городов нашей страны. Это свидетельствует о том, что тема конференции нашла широкий отклик в научно-педагогическом сообществе.

В ходе конференции был рассмотрен широкий круг научно-теоретических и прикладных проблем гендерного образования, методики внедрения гендерного подхода в учебно-образовательный процесс российских вузов, результаты последних научных исследований по анализу специфики восприятия учебного материала юношами и девушками. В докладе профессора кафедры педагогических технологий СГА, доктора педагогических наук С.Л. Рыкова с применением наглядных мультимедийных технологий был проанализирован имеющийся опыт гендерного образования в российских вузах, обоснованы гендерная типология психотипов личности в соответствие с теорией гендерной идентичности Сандры Бэм, раскрыты основные этапы проведения учебных занятий с применением гендерного подхода.

Доцент кафедры клинической психологии Московского психолого-социального института, кандидат психологических наук А.В. Цветков выступил с очень интересным сообщением о гендерных особенностях знаково-символической деятельности студентов, основанном на результатах его последнего исследования.

Свой опыт чтения спецкурса "Введение в гендерные исследования" на юридическом факультете Петрозаводского госуниверситета осветила кандидат исторических наук, доцент Л.Д. Бойченко. Особый интерес вызвала у участников конференции методика изучения студентами Карелии проблемы предотвращения торговли людьми (трэффик).

Доктор социологических наук, профессор Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации О.С. Осипова выступила с научным сообщением "Гендерное образование в курсе "Социология и психология управления", в котором привела интересные данные о различных типах управления смешанными по половому составу группах и мобинге - фактах профессиональной дискриминации и преследования людей по половому признаку.

Одна из наиболее авторитетных в женском движении России лидеров - кандидат технических наук Э.М. Иванова (Межрегиональная женская общественная организация военно-промышленного комплекса "Конверсия и женщины") поделилась опытом взаимодействия неправительственных женских организаций с вузами в рамках гендерного просвещения студентов и подарила библиотеке СГА серию научных пособий по этой тематике и DVD-диски с мультимедийным освещением истории женского движения в России и участии женщин в защите Родины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Доцент Московского гуманитарного университета, кандидат исторических наук Т.Ю. Забелина, имеющая богатый опыт взаимодействия в вопросах социальной защиты женщин с зарубежными коллегами, поделилась своими соображениями по проблеме внедрения гендерных знаний в систему высшего образования России. Она провела исторический экскурс развития женского движения в России и показала динамику гендерных исследований в вузовской науке.

С интересным научным сообщением о необходимости внедрения в подготовку студентов теории и практики экономического детерминизма выступила эксперт ООН от РФ по проблемам гендерного равенства, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, наиболее авторитетный специалист в России по проблемам профилактики сексуальных домогательств на работе кандидат экономических наук З.А. Хоткина. Она выступила с предложением подготовить первый в России учебник по гендерной экономике с анализом положения женщин и мужчин на рынке труда, динамики женской безработицы, занятости мужчин и женщин в различных сферах профессиональной самореализации. Особо остро она осветила проблему "двойной занятости" женщин на работе и дома и дискуссию, развернувшуюся по этой проблеме в профсоюзном движении России.

Председатель "Петербургского женского центра", доцент кафедры педагогических технологий СГА, кандидат технических наук М.В. Аристова выступила с 40-минутным научным сообщением по практическому внедрению в образовательный процесс рекомендаций учета гендерного фактора в обучении девушек и юношей в вузе. Выступление ценно тем, что в нем содержаться практические рекомендации педагогам по учету отношения юношей и девушек к различным стилям гендерного общения и оценке их знаний во время учебных занятий.

Профессор СГА, доктор педагогических наук В.А. Толкачев раскрыл в своем выступлении авторскую методику, направленную на анализ гендерной идентичности гетерогенной студенческой аудитории. Он довел до участников конференции разработанный психолого-педагогический механизм установления гармоничного гендерного взаимодействия преподавателя и студентов в ходе учебных занятий.

С интересным сообщением по анализу гендерного общения в сети Интернет выступил А.А. Анненков (Федеральный институт развития образования). Поисковые системы Яндекс и Google на запрос сочетаний слов "мужчина и женщина" выдали 1.730.000 ссылок, на "гендер" - 214.000 ссылок, на "гендерные отношения" - 9.820. О популярности темы говорит число участников сетевого сообщества "Отношения между мужчинами и женщинами" (http://blogs.mail.ru/community/otnosheniya/) - 62,8 тыс. человек. Это свидетельствует о том, что гендерная проблематика очень активно обсуждается в Интернете и требует системного анализа, научного сопровождения и выработки общих подходов к вопросам гармоничного общения мужчин и женщин как в образовательной практике, так и в различных сферах социального взаимодействия.

В выступлении доцента кафедры социологии и культурологи МВТУ им. Н.Э. Баумана кандидата философских наук Г.В. Паниной было обращено внимание на когнитивное неравенство участников дистанционного обучения, зависящее от их информационного статуса, семейного положения, половой принадлежности и степени занятости. Это предполагает дифференцированный подход к оценке знаний обучаемых и более гибкий стиль общения с ни-ми в рамках освоения учебных продуктов.

Подводя итоги, участники конференции пришли к единодушному выводу о необходимости обобщения имеющегося опыта и дальнейшего развития гендерного образования, объединения совместных усилий для гендерного просвещения научно-педагогического сообщества вузов и внедрения в образовательную практику современных гендерных методик обучения и воспитания студентов.

Фото

Конференция собрала лучших специалистов по гендерному образованию Профессор С.Л. Рыков
открывает конференцию
От имени руководства СГА участников конференции приветствует проректор СГА профессор Г.И. Письменский Председатели конференции:
Н.В.Черепанова, С.Л. Рыков, Г.И. Письменский
Доклад профессора С.Л. Рыкова,
Современная гуманитарная академия
Участники конференции
А.В. Цветков,
Московский психолого-социальный институт
Л.Д. Бойченко,
Российская правовая академия Минюста РФ, Петрозаводск
О.С. Осипова,
Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов РФ
Э.М. Иванова,
Президент Межрегиональной женской общественной организации «Конверсия и женщины»
Т.Ю. Забелина,
Московский гуманитарный университет
З.А. Хоткина,
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН
М.В. Аристова,
Современная гуманитарная академия
В.А. Толкачев,
Современная гуманитарная академия
В.В. Анненков,
Федеральный институт развития образования
Президиум конференции доволен
оживленной дискуссией
Г.В. Панина,
Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана
Вопрос из зала.
Л.П. Воронова,
Общественная организация «Диалог»
Встреча «гендерных» подруг Участники конференции довольны
результатами проделанной работы

 
 
 

Rambler's Top100

URL: http://www.conf.muh.ru | webmaster: webmaster@muh.ru
Copyright © 2004—2017, СГА