Конференции, семинары, выставки Современной гуманитарной академии
CONF.MUH.RU
Главная > АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ > 2007 > 11.04.2007г. «Дизайн-эргономика в современной образовательной среде».
11.04.2007г. «Дизайн-эргономика в современной образовательной среде». Печать

11 апреля 2007 г.
Москва
Современная гуманитарная академия

Оценка качества характеристик современных учебных материалов, их соответствие психологическим и физиологическим механизмам восприятия и усвоения информации, экологическая безопасность - важнейшие задачи, решить которые может дизайн-эргономическая экспертиза. Конференция призвана объединить усилия исследователей, ведущих научный поиск в русле обсуждаемых проблем, способствовать выработке единых стандартов дизайн-эргономической экспертизы. В рамках этой встречи будет проведен телемост с участниками из регионов.

Вопросы для обсуждения

  • Дизайн-эргономические характеристики учебной продукции.
  • Принципы визуализации знаний в образовании.
  • Дизайн-эргономическая экспертиза учебных материалов на электронных, видео- и бумажных носителях.
  • Стандарты дизайн-эргономической экспертизы учебных материалов и нормативно-правовое регулирование в этой области.

Условия участия и порядок оформления материалов

Для участия в конференции необходимо до 9 марта 2007 г. на электронные адреса оргкомитета - Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript - направить в отдельном вложенном файле (файлах):

  • заявку, которая оформляется путем заполнения формы на сайте;
  • материалы для публикации по теме конференции. Текст должен быть набран в формате MS Word, желательно без больших таблиц. Графики и рисунки должны быть не отсканированы, а выполнены в среде Windows (MS Word, MS Excel, с возможностью редактирования), сгруппированы, размером 10х10 или 10х15 см (книжная ориентация), черно-белыми (без полутонов), с подрисуночной надписью. Объем текста не должен превышать 8000 знаков с пробелами (3-3,5 страницы 12-м кеглем и полуторным интервалом).

Для участия в качестве гостя необходимо до 3 апреля 2007 года на те же электронные адреса отправить заполненную заявку с сайта. Организационный взнос для участников не предусмотрен. Сборник материалов конференции предполагается выпустить по окончании мероприятия.

Регламент
Доклад - 15 мин. Выступление - 5 мин.

Конференция будет проходить по адресу: Москва, ул. Нижегородская, 32, Современная гуманитарная академия.

Программа

9.30-10.00 Регистрация участников
10.00-12.00 Председатели: Е.В. Чмыхова, Л.М. Качалова
Приветственное слово: М.П. Карпенко
А.А. Ермаченко
Дизайн и эргономика электронного учебника
Современная гуманитарная академия, Москва
Л.М. Качалова, А.В. Латанов
Дизайн и эргономика образовательной среды: взгляд физиолога
Современная гуманитарная академия, Москва
Л.М. Текшева
Современные подходы к разработке гигиенических требований к предъявлению учебной информации на экранах компьютеров
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Москва
С.Г. Данько
Внимание и обучение: мнения современной психофизиологии
Институт мозга человека РАН, Санкт-Петербург
12.00-12.30 Кофе-брейк
12.30-14.30 Р.В. Анненков
Перспективы эргономики интерфейсов образовательных мультимедийных программ
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
С.В. Клейн
Принципы визуализации при работе с графическими планшетами
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
А.А. Андреев, В.Н. Фокина
Некоторые проблемы предъявления учебного материала при e-Learning
Современная гуманитарная академия, Москва
В.В. Жилкин
Эргономическая компонента юзеровской субкультуры
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Е.П. Нешта
Подходы к оценке качества электронных учебных программных средств
Московский государственный университет леса
14.30-15.00 Кофе-брейк
15.00-16.00 Обсуждение докладов и подведение итогов

Участники

  1. Абелюк Евгения Семеновна, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  2. Абрамов Денис Анатольевич, НИИ оздоровления учащихся СГА, Москва
  3. Айсмонтас Бронюс Броневич, кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета дистанционного обучения, начальник Управления информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета
  4. Андреев Александр Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры, Московская финансово-промышленная академия
  5. Анеликова Людмила Александровна, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  6. Анненков Роман Валерьевич, преподаватель Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники
  7. Асеев Сергей Георгиевич, методист ЗАО "Новый диск", Москва
  8. Беляев Михаил Иванович, кандидат исторических наук, ведущий методист, Российский университет дружбы народов, Москва
  9. Блидман Дмитрий Леонидович, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  10. Бовт Илья Викторович, руководитель Департамента мультимедиа-дизайна Центра развития электронного обучения, Москва
  11. Боровков Алексей Борисович, кандидат педагогических наук, руководитель отдела ЗАО "Новый диск", Москва
  12. Будилова Елена Вениаминовна, кандидат технических наук, научный сотрудник Института когнитивной нейрологии СГА, Москва
  13. Бычко Анна Владимировна, методист Института информационных технологий "Ай Ти", Москва
  14. Власова Юлия Юрьевна, кандидат педагогических наук, научный сотрудник Института стратегических исследований в образовании РАО
  15. Воронцов Сергей Владимирович, Некоммерческое партнерство "Телешкола", Москва
  16. Галицин Александр Михайлович, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  17. Глазкова Марина Павловна, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет
  18. Глазунова Тамара Сергеевна, кандидат географических наук, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  19. Годлевская Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, преподаватель Челябинского государственного агроинженерного университета
  20. Гомулина Наталия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, методист Окружного методического центра Западного окружного управления Департамента образования г. Москвы
  21. Горшенин Александр Юрьевич, кандидат технических наук, доцент, Ставропольский государственный университет
  22. Грибкова Дина Вадимовна, методист факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета
  23. Гусева Ольга Борисовна, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  24. Данько Сергей Георгиевич, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Института мозга человека РАН, Санкт-Петербург
  25. Долгова Татьяна Валерьевна, кандидат педагогических наук, Некоммерческое партнерство "Телешкола", Москва
  26. Емшина Елена Сергеевна, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
  27. Еремин Аркадий Сергеевич, кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры инновационно-образовательных технологий Российского нового университета, Москва
  28. Ермаков Георг Гамлетович, Некоммерческое партнерство "Телешкола", Москва
  29. Ермаченко Александр Александрович, научный сотрудник Института когнитивной нейрологии СГА, Москва
  30. Ефимова Анна Александровна, Московский художественно-промышленный институт
  31. Жилкин Владимир Владимирович, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологи Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина
  32. Задорожнюк Иван Евдокимович, кандидат философских наук, научный редактор Издательства СГА, Москва.
  33. Канюкова Анна Владимировна, специалист по разработке мультимедиа-контента Корпоративного университета "Северсталь", Череповец
  34. Каракурчи Юрий Владимирович, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  35. Карпинский Игорь Васильевич, инженер Управления информационных технологий, веб-дизайнер факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета
  36. Качалова Лариса Михайловна, кандидат биологических наук, директор Института когнитивной нейрологии СГА, Москва
  37. Клейн Станислав Викторович, преподаватель Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники
  38. Кодикова Елена Сергеевна, доктор педагогических наук, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  39. Кондакова Марина Леонидовна, кандидат педагогических наук, директор Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  40. Кондрашов Сергей Владимирович, руководитель проекта Республиканского мультимедиа-центра, Москва
  41. Коновалова Наталья Сергеевна, биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
  42. Копылов Петр, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  43. Крекотень Станислав Павлович, ведущий научный сотрудник государственного научного учреждения "Главэкспертцентр", Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
  44. Крылова Дарья Дмитриевна, НИИ оздоровления учащихся СГА, Москва
  45. Кузнецова Елена Александровна, младший научный сотрудник Института стратегических исследований в образовании РАО, Москва
  46. Курникова Марина Петровна, программист ООО "Фаза"
  47. Лаврентьева Анна Андреевна, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
  48. Латанов Александр Васильевич, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией сенсорных систем и восприятия Института когнитивной нейрологии СГА, Москва
  49. Леенсон Елена Ильинична, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  50. Логвинова Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель центра "Экспертизы и мониторинга новых образовательных технологий" Института стратегических исследований в образовании РАО, Москва
  51. Лысова Галина Георгиевна, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  52. Львов Леонид Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Педагогика и психология" Челябинского государственного агроинженерного университета
  53. Маджуга Анатолий Геннадьевич, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Южно-Казахстанского государственного университета, Шымкент
  54. Малеева Галина Григорьевна, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  55. Мельникова Лидия Ивановна, преподаватель Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники
  56. Менделеева Екатерина Александровна, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  57. Миляева Диана Александровна, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  58. Митренина Ася Юрьевна, преподаватель Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники
  59. Михайлова Анна Сергеевна, научный сотрудник Института стратегических исследований в образовании, РАО, Москва
  60. Морева Мария, руководитель образовательных проектов ЗАО "Новый диск"
  61. Морозов Михаил Николаевич, кандидат технических наук, доцент, руководитель лаборатории систем мультимедиа Марийского государственного технического университета
  62. Назаренко Виктория Витальевна, СГА, Москва
  63. Нешта Елена Петровна, кандидат технических наук, ведущий инженер-программист, Московский государственный университет леса
  64. Остренкова Маргарита Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры эргономики Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики
  65. Панина Татьяна Львовна, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  66. Папуша Елена Анатольевна, директор учебно-методического центра Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  67. Петрова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-производственной работе Челябинского колледжа промышленной автоматики
  68. Подгорная Елена Яковлевна, директор Центра дистанционного обучения "Интернет-Школа" Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  69. Попова Елена Сергеевна, Липецкий государственный педагогический университет
  70. Попова Ольга Викторовна, руководитель комплексных проектов Института информационных технологий "Ай Ти", Москва
  71. Приходько Григорий Иванович, НИИ оздоровления учащихся СГА, Москва
  72. Рычагова Татьяна Викторовна, зам. директора Центра дистанционного обучения "Интернет-Школа" Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  73. Ряполова Юлия Борисовна, Московский художественно-промышленный институт
  74. Сазонова Екатерина Владимировна, кандидат педагогических наук, декан Челябинского гуманитарного института
  75. Самойлов Константин Владимирович, старший преподаватель Московского института радиотехники, электроники и автоматики
  76. Сафулина Ирина Сергеевна, НИИ оздоровления учащихся СГА, Москва
  77. Сергеев Александр Сергеевич, кандидат технических наук, начальник отдела разработки мультимедиа-продуктов ФГНУ "Республиканского мультимедиа-центра", Москва
  78. Симбирцева Татьяна Владимировна, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  79. Смирнова Светлана Юрьевна, специалист департамента консалтинга Института информационных технологий "Ай Ти", Москва
  80. Смирнова Ирина Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт психологии обучения СГА, Москва
  81. Стернина Ксения Юрьевна, Московский институт радиотехники, электроники и автоматики
  82. Стефанова Елена Стефановна, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  83. Суровов Дмитрий Георгиевич, НОУ "Специалист. Ру"
  84. Тарасенко Максим Михайлович, координатор образовательных web проектов Московского городского психолого-педагогического университета
  85. Тарасов Андрей Антонинович, Институт когнитивной нейрологии СГА, Москва
  86. Текшева Любовь Михайловна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, зав. отделом гигиенического нормирования и экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва
  87. Теренин Вячеслав Викторович, руководитель проекта, ООО "Кирилл и Мефодий", Москва
  88. Терехин Анатолий Тимофеевич, доктор биологических наук, профессор, Институт когнитивной нейрологии СГА, Москва
  89. Терещенко Леонид Викторович, кандидат биологических наук, научный сотрудник Института когнитивной нейрологии СГА, Москва
  90. Тихомирова Юлия Евгеньевна, кандидат педагогических наук, зам. директора "Интернет-Школы" Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  91. Токарева Наталья Георгиевна, кандидат педагогических наук, координатор проектов Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Москва
  92. Туркин Олег Владимирович, методист Некоммерческого партнерства "Телешкола", Москва
  93. Филюшкина Юлия Викторовна, Институт психологии обучения СГА, Москва
  94. Фокина Валерия Николаевна, кандидат социологических наук, доцент, проректор СГА, Москва
  95. Хрущев Михаил Львович, кандидат технических наук, заведующий кафедрой практической психологии Государственной академии инноваций, Москва
  96. Черепанова Наталья Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры "Философская антропология и аксиология" СГА, Москва
  97. Чиркова Марина Анатольевна, преподаватель Института информационных технологий "Ай Ти", Москва
  98. Чмыхова Екатерина Витальевна, кандидат социологических наук, зам. проректора СГА, Москва
  99. Шардуба Елена Александровна, научный сотрудник Института стратегических исследований в образовании РАО, Москва
  100. Шевелева Ольга Александровна, Некоммерческое партнерство "Телешкола", Москва
  101. Шляхта Наталья Федоровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии обучения СГА, Москва

Тезисы

Андреев А.А., Фокина В.Н.
Некоторые проблемы предъявления учебного материала при e-Learning

Анненков Р.В.
Перспективы эргономики интерфейсов образовательных мультимедийных программ

Бовт И.В.
Соотношение красочности и функциональности в интерфейсе средств обучения

Горшенин А.Ю.
Внедрение в учебный процесс элементов педагогического дизайна, основанных на международных стандартах в области программной инженерии

Данько С.Г.
Ориентированное внимание и мозг: внешний мир или внутренний?

Емшина Е.С., Лаврентьева А.А.
Принципы визуализации знаний в образовании

Ермаченко А.А.
Дизайн и эргономика электронного учебника

Жилкин В.В.
Эргономическая компонента юзеровской субкультуры

Качалова Л.М., Латанов А.В.
Дизайн и эргономика образовательной среды: взгляд физиолога

Клейн С.В.
Принципы визуализации при работе с графическим планшетом

Львов Л.В.
Наглядность как фактор, способствующий повышению уровня референтности виртуальной учебной группы

Маджуга А.Г.
Развитие идей дизайн-образования в процессе проектирования педагогических систем

Мельникова Л.И.
Опыт визуализации в обучении истории искусства. Из опыта создания учебных электронных пособий в Томском университете систем управления и радиоэлектроники

Митренина А.Ю.
Электронный практикум: смысловая структура и визуальное пространство

Назаренко В.В.
Проблемы оформления раздаточных материалов к тренингу

Нешта Е.П.
Подходы к оценке качества электронных учебных программных средств

Текшева Л.М.
Современные подходы к разработке гигиенических требований к предъявлению учебной информации на экранах компьютеров

Итоги

11 апреля 2007 года прошла межрегиональная научно-практическая конференция "Дизайн-эргономика в современной образовательной среде", посвященная оценке качества характеристик современных учебных материалов, их соответствия психологическим и физиологическим механизмам восприятия и усвоения информации, экологической безопасности.

Организаторы мероприятия - Современная гуманитарная академия (СГА) и Отделение дистанционных образовательных технологий РАЕН.

 

 

Предложена к обсуждению следующая тематика:

  • Дизайн-эргономические характеристики учебной продукции.
  • Принципы визуализации знаний в образовании.
  • Дизайн-эргономическая экспертиза учебных материалов на электронных, видео- и бумажных носителях.
  • Стандарты дизайн-эргономической экспертизы учебных материалов и нормативно-правовое регулирование в этой области.

В конференции приняли участие научные сотрудники и преподаватели СГА, МГУ им. М.В. Ломоносова, Института стратегических исследований в образовании РАО, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, Института мозга человека РАН, Федерального государственного научного учреждения "Главэкспертцентр", Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики, Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, Московского городского психолого-педагогического университета, Российского университета дружбы народов, Московского государственного университета леса, Российского нового университета, Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Ставропольского государственного университета, Корпоративного университета "Северсталь" и др.

Был организован телемост между Московским пилотным центром и филиалами СГА (Томским и Санкт-Петербургским). В Челябинский филиал велась прямая трансляция конференции.

Большой интерес к конференции проявили производители электронной учебной продукции: Некоммерческое партнерство "Телешкола", Республиканский мультимедиа центр, ЗАО "Ай Ти", "Новый диск", "Инфостудия Экон", НОУ "Специалист. Ру", ООО "Фаза", ООО "Кирилл и Мефодий".

Ведущие конференции - кандидат социологических наук, зам. проректора, руководитель Департамента науки и инноваций СГА Е.В. Чмыхова и кандидат биологических наук, директор Института когнитивной нейрологии (ИКН) СГА Л.М. Качалова.

 

 

В приветственном слове к участникам конференции Е.В. Чмыхова отметила, что апрельские конференции проводятся в СГА вот уже восемь лет под девизом: "Что наука может дать образованию?" Традиционно на конференциях в СГА большое внимание уделяется обсуждению докладов. Дискуссии ученых и работников системы образования помогают найти верные решения обозначенных проблем. В этом году вниманию участников представлен плод многолетних усилий нескольких коллективов (ученых из СГА, МГУ и Института мозга человека РАН) - система оценки дизайн-эргономических качеств информационных образовательных ресурсов (ИОР), основанная на объективных измерительных технологиях.

С первым докладом - "Дизайн и эргономика электронного учебника" - выступил сотрудник ИКН СГА А.А. Ермаченко. Докладчик обратил внимание присутствующих на тот факт, что учебники совершенствовались на протяжении многих веков: улучшались содержание, методика подачи информации, дизайн и эргономика. Электронные учебники насчитывают всего несколько десятков лет, поэтому качество их иногда оставляет желать лучшего. Для решения этой проблемы в СГА была создана исследовательская дизайн-эргономическая лаборатория, одним из направлений деятельности которой является поиск и обоснование четких критериев качества ИОР с точки зрения дизайна и эргономики. В своей работе лаборатория применяла следующие методы: запись и анализ движения глаз (eye-tracker), запись ЭЭГ и других физиологических параметров, анализ движения "мыши" и пр. Исследования проводили физиологи биологического факультета МГУ и ИКН СГА. Результатом этих исследований стал внутренний стандарт СГА. Но это только начало длинного пути по созданию качественных электронных учебников в частности и улучшению дизайн-эргономических качеств ИОР вообще.

 

 

Далее в докладе "Дизайн и эргономика образовательной среды: взгляд физиолога" А.В. Латанов познакомил слушателей с совместными разработками физиологов ИКН СГА и МГУ им. М.В. Ломоносова в области изучения особенностей воздействия зрительных и слуховых стимулов на органы чувств. Физиологи стараются подкрепить эмпирический опыт дизайнеров научными данными, основываясь на таких индикаторах состояния центральной нервной системы, как электроэнцефалограмма, электроокулограмма, кожно-гальваническая реакция, диаметр зрачка и др. Дизайн-эргономика имеет множество аспектов: дидактический, психологический, физиологический и т.д. Докладчик остановился более подробно на здоровьесберегающем аспекте, который позволяет определить наиболее вредные для здоровья учащихся факторы.

 

 

Л.М. Текшева (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН) рассказала о специфике восприятия информации с носителей различной природы, об основных отрицательных сторонах компьютерных средств обучения, о том, что в настоящее время отсутствует единая точка зрения у ученых различных областей знания на правила отображения информации на экране компьютера. В своем докладе "Современные подходы к разработке гигиенических требований к предъявлению учебной информации на экранах компьютеров" автор указала на необходимость разработки гигиенических требований к предъявлению информации на экране ПК в учебном процессе для предупреждения зрительного и общего переутомления учеников, профилактики заболеваний зрительной и опорно-двигательной систем. Такой документ уже создан и в данный момент находится на утверждении в Минюсте.

 

 

Следующие выступления проходили в режиме телемоста. Из Санкт-Петербурга прозвучало выступление С.Г. Данько, посвященное результатам совместных исследований лаборатории когнитивных функций мозга ИКН СГА и Института мозга человека РАН под научным руководством Н.П. Бехтеревой. Свой доклад С.Г. Данько начал с вопроса: "Как нейронаука может помочь процессу обучения?" Необходимо привлекать результаты изучения мозга нейронаукой к совершенствованию учебного процесса, т.к. чем более сложные задачи приходится решать в процессе обучения, тем в более сильной степени эффективность обучения зависит от того, насколько в методиках и средствах обучения учитываются особенности восприятия и переработки информации мозгом человека.

Преподаватели Института дополнительного образования Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники представили вниманию зрителей результаты своих работ в области электронных средств обучения. Р.В. Анненков в докладе "Перспективы интерфейсов образовательных мультимедийных программ" рассказал о том, что современные образовательные мультимедийные программы, являющиеся наиболее молодым и динамичным инструментом образования, обладают характерными особенностями и недостатками. Был назван ряд проблем мультимедийных образовательных программ и возможные пути их решения, которые, по мнению автора, приведут к увеличению эффективности компьютерного обучения. Выступление С.В. Клейна было посвящено принципам визуализации при работе с графическим планшетом. При изучении программного обеспечения со сложным интерфейсом применение традиционных статичных способов визуализации - схем, рисунков, таблиц, снимков экрана - сопряжено со значительными трудностями и, по мнению автора, является малоэффективным. Например, при подготовке специалистов в области компьютерной графики и веб-дизайна. Как показала практика, наиболее эффективный способ обучения по данной специальности - демонстрация наглядного материала и техники работы преподавателя на графическом планшете с помощью проектора. В режиме телемоста автор продемонстрировал участникам конференции несколько упражнений, рекомендуемых для практических работ со студентами.

От преподавателей СГА с докладом "Некоторые проблемы предъявления учебного материала при e-Learning" выступила Н.В. Черепанова. Проблемы эргономики и дизайна у автора-разработчика учебного курса, который планируется изучать с применением ИКТ, возникают после отбора и структурирования учебной информации, т.е. в момент размышлений автора о том, как лучше и эффективнее для учащегося представить учебный материал. В докладе были представлены рекомендации, которые применяются преподавателями СГА при конструировании учебно-методических комплексов.

Е.П. Нешта (Московский государственный университет леса) рассказала о целях сертификации и стандартизации программных средств, требованиях к эргономическим характеристикам, нормативно-правовом обеспечении стандартизации ИКТ в образовании, применяемом в МГУЛ.

Всем докладчикам, как представителям научного сообщества, было задано множество вопросов от представителей организаций-производителей электронной учебной продукции. Много внимания было уделено обсуждению подбора критериев, на которых должна основываться экспертиза электронных учебников, договоренности по поводу применяемой при этом терминологии. По общему мнению, конференция будет способствовать объединению усилий исследователей, ведущих научный поиск в русле обсуждаемых проблем, для выработки единых стандартов дизайн-эргономической экспертизы. Важность междисциплинарного подхода для выработки таких стандартов была указана многими выступавшими докладчиками и гостями конференции. Современная гуманитарная академия - вуз, находящийся в центре разработок новых технологий обучения, - готов и далее продолжать движение в сторону объединения науки и производителей для решения проблем, возникающих перед современным образованием. Идеальный учебный продукт, отвечающий самым жестким требованиям всех специалистов, пока еще никем не создан. СГА в числе немногих научных центров находится в начале пути разработки и внедрения системы измерительной оценки дизайн-эргономических характеристик образовательной среды.

Подводя итоги, Л.М. Качалова еще раз подчеркнула, что конференция представляет собой прекрасную возможность для педагогов, физиологов, методистов, разработчиков электронных учебных продуктов сформулировать вопросы друг к другу, и пригласила все заинтересованные стороны к диалогу и сотрудничеству. По окончании конференции все желающие смогли посетить лаборатории ИКН СГА.

Резолюция

11 апреля 2007 г. прошла межрегиональная научно-практическая конференция "Дизайн-эргономика в современной образовательной среде", посвященная оценке качества характеристик современных учебных материалов, их соответствия психологическим и физиологическим механизмам восприятия и усвоения информации, экологической безопасности.

Организаторы мероприятия - Современная гуманитарная академия (СГА) и Отделение дистанционных образовательных технологий РАЕН.

В конференции приняли участие научные сотрудники и преподаватели Института когнитивной нейрологии (ИКН) СГА, МГУ им. М.В. Ломоносова, Института стратегических исследований в образовании РАО, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Института мозга человека РАН, Федерального государственного научного учреждения "Главэкспертцентр", Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики, Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, Московского городского психолого-педагогического университета, Российского университета дружбы народов, Московского государственного университета леса, Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Ставропольского государственного университета, Корпоративного университета "Северсталь" и др.

Большое внимание к конференции было проявлено со стороны производителей электронной учебной продукции: Некоммерческое партнерство "Телешкола", "Республиканский мультимедиа центр", ЗАО "Ай Ти", ЗАО "Новый диск", "Инфостудия ЭКОН", НОУ "Специалист. Ру", ООО "Фаза", ООО "Кирилл и Мефодий", представители которых приняли участие в дискуссиях.

На конференции обсуждались следующие темы:

  • Дизайн-эргономические характеристики учебной продукции.
  • Принципы визуализации знаний в образовании.
  • Дизайн-эргономическая экспертиза учебных материалов на электронных, видео- и бумажных носителях.
  • Стандарты дизайн-эргономической экспертизы учебных материалов и нормативно-правовое регулирование в этой области.

Участники конференции отметили своевременность поставленной проблемы по причине отсутствия научно обоснованных критериев оценки дизайна и эргономики учебных продуктов и подчеркнули необходимость проведения исследований в данной области. По достоинству была оценена работа ИКН СГА в области дизайн-эргономики, в частности разработка нового подхода к созданию стандарта экспертизы.

Участники конференции выдвинули следующие предложения:

  1. Развивать уже созданные наработки в области дизайна и эргономики в приложении к контенту электронных учебников, интерфейсов и сайтов.
  2. Продолжить научные исследования в области дизайна и эргономики информационных образовательных ресурсов для выработки научно обоснованных стандартов экспертизы.
  3. При проведении исследований применять междисциплинарный подход - совместные усилия психологов, физиологов, гигиенистов, программистов, педагогов, дизайнеров и др. специалистов.
  4. По результатам исследований разработать нормативно-правовую базу для проведения экспертизы электронных учебных продуктов, включая формирование единой терминологии в этой области.
  5. Поручить Оргкомитету конференции выслать резолюцию федеральным субъектам реализации государственной образовательной политики (профильным комитетам и депутатам - членам данных комитетов Федерального собрания РФ, соответствующим министерствам, агентствам и службам Правительства РФ); руководителям учреждений высшего профессионального образования и научных центров; разработчикам электронных ресурсов; вузам и другим образовательным учреждениям.

Фото

Конференция в фотографиях
Открытие конференции. Ведущая -
Е.В. Чмыхова, зам.проректора СГА
А.А. Ермаченко, Институт
когнитивной нейрологии СГА
Вопросы из зала. М.Е. Остренкова,
МИРЭА, кафедра эргономики
Вопросы из зала.
М.И. Беляев, РУДН
А.В. Латанов,
Институт когнитивной нейрологии СГА
Гости конференции
 
А.С. Сергеев,
Республиканский мультимедиа центр
Л.М. Текшева, НИИ гигиены и охраны
здоровья детей и подростков РАМН
Л.М. Текшева отвечает на вопросы
Гости конференции
Н.В. Черепанова,
Современная гуманитарная академия
Е.П. Нешта, Московский
государственный университет леса
Вопросы из зала.
К.В. Самойлов, МИРЭА
Вопросы из зала. А.С. Еремин,
Российский новый университет
Экскурсия в лабораторию
Института когнитивной нейрологии, СГА

 
 
 

Rambler's Top100

URL: http://www.conf.muh.ru | webmaster: webmaster@muh.ru
Copyright © 2004—2018, СГА