Конференции, семинары, выставки Современной гуманитарной академии
CONF.MUH.RU
Главная > АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ > 2006 > 27.04.2006г. «Интеллектуальный потенциал российского общества: состояние и актуальные проблемы исследования».
27.04.2006г. «Интеллектуальный потенциал российского общества: состояние и актуальные проблемы исследования». Печать

27 апреля 2006 г.
Москва
Современная гуманитарная академия

Цель конференции - презентация результатов исследования интеллектуального потенциала России, выполненного в СГА, обсуждение проблем, связанных с психологическими, социальными, нейрофизиологическими и др. аспектами интеллектуальных возможностей человека.

Организатор конференции - Современная гуманитарная академия - ежегодно в апреле проводит такие встречи преподавателей и ученых, которые позволяют на стыке наук подойти к изучению и преодолению проблем, возникающих перед современным образованием.

Тематические направления для обсуждения:

  • Психологические детерминанты интеллектуального потенциала общества: возрастная динамика и гендерные особенности.
  • Интеллектуальный потенциал и человеческий капитал: социальные аспекты регионального развития.
  • Биологические факторы становления и развития интеллекта.
  • Социокультурные факторы становления и развития интеллекта.
  • Проблемы диагностики интеллектуальных способностей человека.
  • Интеллект и поисковая активность.
  • Интеллект и творческие способности.
  • Психолого-педагогические условия развития интеллектуальных способностей обучаемых в вузе.
  • Модель упреждающего психолого-педагогического сопровождения обучаемых.

Условия и порядок оформления участия
Для участия в конференции необходимо до 15 февраля 2006 г. на электронный адрес оргкомитета - Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript (тема: конференция СГА) - направить в отдельном вложенном файле (файлах):

  • заявку, которая оформляется путем заполнения формы в электронном файле (см. файл "Заявка");
  • тезисы доклада по теме конференции. Текст должен быть набран в формате MS Word, желательно без графиков, рисунков, таблиц, списка литературы. Если же график или рисунок есть, он должен быть не отсканирован, а выполнен в среде Windows (MS Word, MS Excel, с возможностью редактирования), сгруппирован, размером 10х10 или 10х15 см (книжная ориентация), черно-белым (без полутонов), с подрисуночной надписью. Объем тезисов не должен превышать 5.000 знаков с пробелами (2-3 страницы).

Организационный взнос для участников не предусмотрен. Проживание в гостинице и проезд оплачивает участник. Сборник тезисов предполагается опубликовать к началу конференции.

Регламент
Доклад - 15 мин.
Сообщение - 5 мин.

Контрольные даты

  • до 15 февраля - прием заявок на участие в конференции и тезисов докладов;
  • до 20 марта - уведомление участников о принятии тезисов и форме участия (доклад, сообщение, только тезисы);
  • до 14 апреля - рассылка программы.

Программа

9.30-10.00 Регистрация участников
10.00-12.30 Устные доклады
Председатель С.А. Чепурнов, А.Л. Венгер - скачать видео (asf)
Приветственное слово: М.П. Карпенко - скачать видео (asf),
Н.П. Бехтерева - скачать видео (asf)
И.В. Усольцева - скачать видео (asf)
Изучение интеллектуального потенциала России
Современная гуманитарная академия
Н.И. Чуприкова - скачать видео (asf)
Теоретические основы развития интеллекта
Психологический институт РАО
Д.Б. Богоявленская - скачать видео (asf)
Соотношение интеллекта и творческих способностей как научная и практическая проблема
Психологический институт РАО
Е.Л. Яковлева - скачать видео (asf) часть 1, часть 2
Интеллект, личность и творчество: потенциал и его реализация
Психологический институт РАО
А.Л. Венгер - скачать видео (asf)
Поисковая активность и учебная деятельность
Современная гуманитарная академия
Н.Л. Гиндилис
Различные типы динамики творческих способностей
Институт истории естествознания и техники РАН
12.30-13.00 Кофе-брейк
13.00-14.30 Устные доклады
Председатель С.А. Чепурнов, Т.М. Марютина
Н.П. Бехтерева, С.Г. Данько, С.В. Медведев, М.Г. Старченко, Н.В. Шемякина - скачать видео (asf)
Психофизиологические исследования креативного мышления: динамика ЭЭГ и локального мозгового кровотока
Институт мозга человека РАН
Т.М. Марютина
Психофизиологические предпосылки интеллекта в онтогенезе
Институт психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета
Н.П. Локалова - скачать видео (asf)
Уроки психологического развития как средство повышения интеллектуального потенциала школьников
Психологический институт РАО
В.Г. Доброхлеб - скачать видео (asf)
Интеллектуальный потенциал старших возрастных когорт РФ
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН
Л.М. Качалова - скачать видео (asf)
Стареющий мозг - обучающийся мозг
Современная гуманитарная академия
14.30-15.00 Кофе-брейк
15.00-16.30 Устные доклады
Председатели: А.Н. Лебедев, П. Пинелли, С.А. Чепурнов
Чепурнов С.А.
Нейробиологические и генетические предпосылки развития интеллектуального потенциала
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
P. Pinelli et al. / П. Пинелли и др. - скачать видео (asf)
Вербальная реакция задержанного типа. Исследование префронтальных функциональных ухудшений при психических расстройствах
Психиатрический Институт "Вилла Салюс"
А.Н. Лебедев, Т.И. Литвинова, И.К. Шеховцев - скачать видео (asf)
Предикторы профессиональной направленности и когнитивный ресурс личности
Государственный университет - Высшая школа экономики
Ю.П. Лежнина - скачать видео (asf)
Интеллектуальный потенциал региона как параметр, влияющий на его социально-экономические показатели
Современная гуманитарная академия
И.В. Богданов - скачать видео (asf)
Система массового тестирования познавательной и личностной сфер студентов как механизм управления качеством образования в вузе
Современная гуманитарная академия
16.30-17.00 Стендовые доклады
К.Н. Бурыкин
Возрастные и половые особенности темпа усвоения знаний
Современная гуманитарная академия
К.А. Кулешов, И.А. Крутий
Взаимосвязь социально-экономических показателей региона с интеллектуальным потенциалом его населения
Современная гуманитарная академия
В.В. Назаренко
Особенности социально-психологического климата персонала организации в зависимости от уровня интеллекта
Современная гуманитарная академия
С.В. Лазарев, М.И. Школа
Массовое обследование студентов СГА
Современная гуманитарная академия
И.В. Тихомирова, Н.Ф. Шляхта
Изменение интеллекта в студенческом возрасте
Современная гуманитарная академия
17.00-18.00 Обед

Участники

  1. Афонина Елена Геннадьевна, научный сотрудник лаборатории маркетинговых исследований Института комплексных социальных исследований СГА, Москва.
  2. Бехтерева Наталья Петровна, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель Института мозга человека РАН, Санкт-Петербург.
  3. Богданов Игорь Васильевич, кандидат психологических наук, директор Института психологии обучения СГА, Москва.
  4. Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией диагностики творчества Психологического института РАО, Москва.
  5. Будилова Елена Вениаминовна, кандидат технических наук, биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
  6. Бурыкин Кирилл Николаевич, научный сотрудник лаборатории измерения обучаемости Института психологии обучения СГА, Москва.
  7. Венгер Александр Леонидович, доктор психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психофизиологии Института когнитивной нейрологии СГА, Москва.
  8. Гайдин Борис Николаевич, референт, Московский гуманитарный университет.
  9. Гиндилис Наталья Львовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН, Москва.
  10. Гордеева Тамара Олеговна, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
  11. Грецкая Жанна Васильевна, заслуженный профессор СГА, директор Мытищинского представительства СГА.
  12. Громкова Майя Тимофеевна, доктор педагогических наук, профессор, Институт развития дополнительного профессионального образования Минобразования и науки РФ, Москва.
  13. Грыженко Ирина Цезаревна, старший преподаватель Новомосковского филиала Университета РАО.
  14. Гудков Алексей Николаевич, координатор Национального комитета "Интеллектуальные ресурсы России", Москва.
  15. Данько Сергей Георгиевич, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Института мозга человека РАН, Санкт-Петербург.
  16. Доброхлеб Валентина Григорьевна, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Москва.
  17. Дьячкова Ксения Александровна, научный сотрудник лаборатории маркетинговых исследований Института комплексных социальных исследований СГА, Москва.
  18. Жарикова Анна Сергеевна, студентка магистратуры Российского университета дружбы народов, кафедра социальной и дифференциальной психологии, Москва.
  19. Задорожнюк Иван Евдокимович, кандидат философских наук, научный редактор Издательства СГА, Москва.
  20. Захаров Николай Владимирович, доктор философии, ведущий научный сотрудник Московского гуманитарного университета.
  21. Иванов Андрей Анатольевич, старший научный сотрудник лаборатории продуктивности обучения Института психологии обучения СГА, Москва.
  22. Карпенко Михаил Петрович, доктор технических наук, профессор, ректор СГА, Москва.
  23. Канарш Григорий Юрьевич, кандидат политических наук, младший научный сотрудник Московского гуманитарного университета.
  24. Кац Ирина Семеновна, младший научный сотрудник Института экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург.
  25. Качалова Лариса Михайловна, кандидат биологических наук, директор Института когнитивной нейрологии СГА, Москва.
  26. Ковалева Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, Москва.
  27. Копытов Анатолий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, директор Института развития образовательных систем РАО, Томск.
  28. Котягина Светлана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент Московского психолого-социального института.
  29. Кошель Владимир Андреевич, кандидат философских наук, координатор Учебного департамента СГА, Москва.
  30. Крутий Ирина Андреевна, кандидат социологических наук, директор Института комплексных социальных исследований СГА, Москва.
  31. Кулешов Константин Александрович, старший научный сотрудник лаборатории экономики знаний Института комплексных социальных исследований СГА, Москва.
  32. Лазарев Сергей Викторович, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории дифференцированной дидактики Института психологии обучения СГА, Москва.
  33. Латанов Александр Васильевич, доктор биологических наук, профессор, кафедра высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
  34. Лебедев Артур Николаевич, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой психофизиологии факультета психологии Государственного университета - Высшей школы экономики, Москва.
  35. Лежнина Юлия Павловна, научный сотрудник лаборатории экономики знаний Института комплексных социальных исследований СГА, Москва.
  36. Литвинова Татьяна Ильинична, аспирантка Государственного университета - Высшей школы экономики, Москва.
  37. Логинов Виктор Владимирович, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией психофизиологии Института когнитивной нейрологии СГА, Москва.
  38. Локалова Наталья Петровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, Москва.
  39. Малахова Светлана Игоревна, аспирантка факультета психологии, МГУ им. М.В. Ломоносова.
  40. Маркина Надежда Вячеславовна, агентство "Информнаука", Москва.
  41. Марютина Татьяна Михайловна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, Москва.
  42. Масяйкина Евгения Анатольевна, заместитель директора научной библиотеки Томского государственного педагогического университета.
  43. Медведев Святослав Всеволодович, доктор биологических наук, директор Института мозга человека РАН, Санкт-Петербург.
  44. Милорадов Геннадий Петрович, СГА, Москва.
  45. Назаренко Виктория Витальевна, аспирантка СГА, Москва.
  46. Нестерова Оксана Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова.
  47. Новикова Ирина Александровна, кандидат психологических наук, кафедра социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов, Москва.
  48. Осипенко Светлана Петровна, аспирантка Психологического института РАО, Москва.
  49. Панов Вячеслав Иванович, кандидат экономических наук, Исполнительный секретарь Национального комитета "Интеллектуальные ресурсы России", Москва.
  50. Ратанова Тамара Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии Московского государственного открытого педагогического университета.
  51. Ротенберг Вадим Семенович, доктор медицинских наук, старший лектор Тель-Авивского университета.
  52. Сенникова Виктория Владимировна, менеджер компании "Инталекс", Москва.
  53. Смирнова Ирина Эдуардовна, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией дифференцированной дидактики Института психологии обучения СГА, Москва.
  54. Стакина Юлия Михайловна, аспирантка Российского университета дружбы народов, Москва.
  55. Старченко Мария Григорьевна, кандидат психологических наук, младший научный сотрудник Института мозга человека РАН, Санкт-Петербург.
  56. Тарасов Андрей Антонинович, журналист, Москва.
  57. Терехин Анатолий Тимофеевич, доктор биологических наук, профессор, биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
  58. Терещенко Леонид Викторович, кандидат биологических наук, биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
  59. Тихомирова Ирина Викторовна, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией измерения обучаемости Института психологии обучения СГА, Москва.
  60. Усольцева Инесса Владимировна, заведующая лабораторией продуктивности обучения Института психологии обучения СГА, Москва.
  61. Фень Екатерина Геннадьевна, научный сотрудник лаборатории социальных исследований Института комплексных социальных исследований СГА, Москва.
  62. Фурсов Константин Сергеевич, заведующий лабораторией социальных исследований Института комплексных социальных исследований СГА, Москва.
  63. Чепурнов Сергей Александрович, доктор биологических наук, профессор, биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
  64. Чепурнова Нина Евгеньевна, кандидат биологических наук, биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
  65. Чмыхова Екатерина Витальевна, кандидат социологических наук, директор Отделения научно-исследовательских работ СГА, Москва.
  66. Чумакова Мария Алексеевна, аспирантка факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
  67. Чуприкова Наталия Ивановна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Психологического института РАО, Москва.
  68. Шемякина Наталья Вячеславовна, младший научный сотрудник Института мозга человека РАН, Санкт-Петербург.
  69. Шепелева Евгения Александровна, аспирантка факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
  70. Шеховцев Игорь Константинович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психофизиологии Государственного университета - Высшей школы экономики, Москва.
  71. Шканова Лидия Петровна, заместитель директора Серпуховского филиала СГА.
  72. Школа Мария Ивановна, научный сотрудник лаборатории дифференцированной дидактики Института психологии обучения СГА, Москва.
  73. Шляхта Наталья Федоровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории измерения обучаемости Института психологии обучения СГА, Москва.
  74. Яковлева Евгения Леонидовна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, Москва.
  75. Battaggia S. / Батаджа С. /, Психиатрический институт "Вилла Салюс", Италия.
  76. Cavallo Mauriziо / Маурицио Кавалло /, врач-терапевт отделения нейрореабилитации Психиатрического института "Вилла Салюс", Италия.
  77. Decima Donata / Доната Дечима /, нейролог, кандидат медицинских наук, Психиатрический институт "Вилла Салюс", Италия.
  78. Gaballo Francesco / Франческо Габалло /, студент, Италия.
  79. Giacomin A. / Джакомин А./, Психиатрический институт "Вилла Салюс", Италия.
  80. Largai Vittoria /Виттория Ларгай /, нейрофармаколог, Психиатрический институт "Вилла Салюс", Италия.
  81. Lizzi C. / Лидзи Ч./, Психиатрический институт "Вилла Салюс", Италия.
  82. Pinelli Pietro / Пьетро Пинелли /, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделением реабилитации Психиатрического института "Вилла Салюс", Италия.
  83. Zara Daniela / Даниела Зара /, кандидат психологических наук, нейропсихолог, Психиатрический институт "Вилла Салюс", Италия.

Тезисы

Бехтерева Н.П., Данько С.Г., Старченко М.Г., Шемякина Н.В., Медведев С.В.
Психофизиологические исследования креативного мышления: динамика ЭЭГ и локального мозгового кровотока

Богданов И.В.
Система массового тестирования познавательной и личностной сфер студентов как механизм управления качеством образования в вузе

Богоявленская Д.Б.
Интеллект и творческие способности

Бурыкин К.Н.
Возрастные и половые особенности темпа усвоения знаний

Венгер А.Л.
Поисковая активность и учебная деятельность

Гиндилис Н.Л.
Различные типы динамики творческих способностей

Гордеева Т.О.
Мотивационные факторы развития интеллектуального потенциала у современных российских школьников

Грыженко И.Ц.
Особенности общих и специальных способностей юношей и девушек, обучающихся в профильных классах

Доброхлеб В.Г.
Интеллектуальный потенциал старших возрастных когорт в Российской Федерации

Жарикова А.С.
Творческие способности и инициативность личности

Задорожнюк И.Е.
Человеческий потенциал и психологическое благополучие с позиций психологии отношений

Кац И.С.
Институциональные факторы раскрытия интеллектуального потенциала фирмы

Копытов А.Д.
Парадигмы и парадоксы познавательной деятельности

Котягина С.Н.
Нейропсихологическое сопровождение одаренных детей

Кошель В.А.
О логико-исторической методологии исследования развития интеллекта

Кулешов К.А., Крутий И.А.
Взаимосвязь социально-экономических показателей региона с интеллектуальным потенциалом его населения

Лебедев А.Н., Литвинова Т.И., Шеховцев И.К.
Предикторы профессиональной направленности и когнитивный ресурс личности

Лежнина Ю.П.
Интеллектуальный потенциал региона как параметр, влияющий на его социально-экономические показатели

Локалова Н.П.
Формирование профессионального мышления - путь развития интеллектуальных способностей студентов-психологов

Локалова Н.П.
Уроки психологического развития как средство повышения интеллектуального потенциала школьников

Малахова С.И.
Связь психометрического интеллекта с эффективностью обучения в высшей школе

Марютина Т.М.
Психофизиологические предпосылки интеллекта в онтогенезе

Масяйкина Е.А.
Развитие интеллектуально-информационной культуры студентов в библиотеке вуза

Назаренко В.В.
Особенности социально-психологического климата персонала организации в зависимости от уровня интеллекта

Нестерова О.В.
К вопросу о психологической детерминации интеллектуального развития младших школьников

Новикова И.А., Стакина Ю.М.
К проблеме соотношения индивидуально-психологических различий и успешности обучения студентов

Осипенко С.П.
Экспериментальное исследование творческих и интеллектуальных способностей

Пинелли П. и др. / Pinelli P. et al.
Вербальная реакция задержанного типа. Исследование префронтальных функциональных ухудшений при психических расстройствах

Ратанова Т.А.
Особенности интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста

Ротенберг В.С.
Интеллект и поисковая активность

Смирнова И.Э.
Некоторые подходы к диагностике способностей к обучению: опыт разработок ИПО СГА

Тихомирова И.В., Шляхта Н.Ф.
Изменения интеллекта в студенческом возрасте

Усольцева И.В.
Изучение интеллектуального потенциала России

Чумакова М.А.
Индивидуально-личностные предпосылки успешности обучения студентов

Чуприкова Н.И.
Теоретические основы развития интеллекта

Шепелева Е.А.
Особенности связи академической самоэффективности, копинг-стратегий и интеллекта у подростков

Яковлева Е.Л.
Интеллект, личность и творчество: потенциал и его реализация

Резолюция

Резолюция Междисциплинарной научно-практической видеоконференции
"Интеллектуальный потенциал российского общества:
состояние и актуальные проблемы исследования"

Москва, 27 апреля 2006 г.

27 апреля 2006 года прошла Междисциплинарная научно-практическая видеоконференция с международным участием "Интеллектуальный потенциал российского общества: состояние и актуальные проблемы исследования", посвященная теоретическим и практическим аспектам изучения интеллектуального потенциала России. Организаторы мероприятия - Современная гуманитарная академия и Отделение дистанционных образовательных технологий РАЕН. В конференции приняли участие ведущие специалисты в области психологии обучения, педагогики, социологии, физиологии, когнитивной нейрологии из Психологического института РАО, Института мозга человека РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Государственного университета - Высшей школы экономики, Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, Тель-Авивского университета, Психиатрического института "Вилла Салюс" (Италия), представители Национального комитета "Интеллектуальные ресурсы России" и др. Был рассмотрен широкий круг научных и практических проблем, среди которых можно отметить следующие: интеллект и творческие способности, одаренность, поисковая активность, интеллектуальный потенциал и человеческий капитал, биологические факторы становления и развития интеллекта, психолого-педагогические условия развития интеллектуальных способностей учащихся. Участниками отмечен положительный опыт Современной гуманитарной академии по изучению интеллектуального потенциала российского общества. Впервые были представлены некоторые итоги исследования, проведенного в Институте психологии обучения СГА (2005-2006 г.). Прозвучали данные о показателях национального интеллекта России, о характере распределения баллов интеллектуального развития на исследованной выборке; результаты сравнительного анализа данных об интеллекте населения России, полученых в СГА и ирландским ученым Р. Линном, сравнение уровня интеллекта мужчин и женщин, людей разного возраста, разного уровня образования. Присутствовавшими специалистами в области исследования интеллекта были высоко отмечены:

  • масштабность проведенного исследования;
  • адекватность выбора методик исследования;
  • научная значимость впервые представленных слушателям сравнительных данных по ступеням образования.

Кроме того, были высказаны пожелания о продолжении исследования с применением и других существующих сегодня методик, а также предложения о возможностях научного сотрудничества с использованием данных этого исследования. Участники конференции считают, что изучение состояния интеллектуального потенциала России и практическое применение полученных результатов будет способствовать развитию интеллектуальных ресурсов общества, формированию общества, основанного на знаниях. Переход к всеобщему высшему образованию в России требует учета уровня способностей, типа нервной системы обучаемых, а также возрастных, гендерных и других отличий.
Положительно отмечен междисциплинарный и международный характер конференции, а также тот факт, что в ней, благодаря телемосту, одновременно приняли участие ученые из Москвы и Санкт-Петербурга. Участники конференции констатировали, что исследование интеллекта нации, его состояние на данный момент - важная научная и практическая задача, которая может быть решена только при междисциплинарном подходе. Итальянские коллеги, присутствовавшие на конференции, также выразили желание организовать подобное междисциплинарное мероприятие, посвященное интеллекту.
Высоко отмечены уровень прозвучавших выступлений и информативность докладов. Участники конференции выразили надежду на продолжение совместной работы в области изучения интеллектуального потенциала России на столь же высоком научном уровне.
Рекомендовано издать сборник статей на основе материалов прошедшей конференции.
Рекомендовано результаты исследования представить и издать в виде монографии.

Итоги

27 апреля 2006 года в Современной гуманитарной академии состоялась ежегодная междисциплинарная научно-практическая конференция. В этом году она была посвящена теоретическим и практическим аспектам изучения интеллекта человека, современному состоянию в области исследования интеллектуального потенциала российского общества.

Открытие

В работе конференции, которая проходила одновременно в двух городах - в Москве и Санкт-Петербурге, соединенных телемостом, приняли участие научные сотрудники и преподаватели Современной гуманитарной академии, Психологического института РАО, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Института мозга человека РАН, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Государственного университета - Высшей школы экономики, Российского университета дружбы народов, Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, Тель-Авивского университета и др. Гостями конференции были сотрудники Психиатрического Института "Вилла Салюс" из Италии. В работе конференции участвовали представители Национального комитета "Интеллектуальные ресурсы России" - исполнительный секретарь В.И. Панов и программный директор Всемирного форума "Интеллектуальная Россия" А.Н. Гудков.

Ведущие конференции

Ведущие конференции: доктор биологических наук, профессор С.А. Чепурнов, доктор психологических наук А.Л. Венгер, доктор психологических наук, профессор, председатель Московского отделения Российского психологического общества Д.Б. Богоявленская.

Д.Б. Богоявленская

На открытии с приветственным словом выступили ректор СГА, профессор М.П. Карпенко и научный руководитель Института мозга человека РАН Н.П. Бехтерева. М.П. Карпенко поприветствовал всех участников конференции, отметил важность и актуальность заявленной темы. Ректор обратил внимание присутствующих на то, что недавно в Современной гуманитарной академии закончено масштабное исследование. Было опрошено несколько тысяч человек различного возраста, пола, мест проживания, получены очень интересные данные. Оказалось, что доля людей с очень хорошими способностями - около 10%. Одаренные люди, заметил М.П. Карпенко, сумеют учиться даже в плохих условиях, о них не стоит беспокоиться. А вот для людей со средними способностями, которых по результатам исследования примерно 70%, нужна совершенная образовательная среда, индивидуальный подход к обучению. М.П. Карпенко подчеркнул, что нам придется давать высшее образование людям со средними способностями, и пожелал как можно дальше продвинуться в области когнитивной нейрологии и психологии обучения. Н.П. Бехтерева в своем телевизионном приветствии сказала следующее: "Я бы хотела, кроме приветствия вашей конференции, поприветствовать институт, где ректор - профессор Михаил Петрович Карпенко. Начато удивительно важное, сложное и, я бы сказала, на длительный период времени важное дело. Дело озвучивания того, что делает мозг, когда обучается студент. Что обеспечивает студенту и человеку, который обучается чему-то, само обучение и формирование личности?"

Н.П. Бехтерева

Прозвучавшие далее доклады обозначили основные проблемы исследования интеллектуального потенциала России и его состояние на данный момент. Открывал конференцию доклад И.В. Усольцевой, в котором впервые были представлены результаты исследования интеллектуального потенциала России, выполненного в СГА. Исследование проводится с июня 2005 года по настоящее время. СГА - уникальный вуз, имеющий огромное количество учебных центров по всей России, благодаря помощи которых было опрошено более 10 тысяч человек. Именно масштабность исследования и определила выбор применяемых методик. И.В. Усольцева познакомила присутствующих с некоторыми результатами, кроме тех, что уже прозвучали в выступлении М.П. Карпенко. Например, на данный момент различия между интеллектом мужчин и женщин не выявлены. Определен возраст, на который приходится подъем уровня интеллекта - 16-17, 18-19, 20-24 года - это действительно тот возраст, когда люди учатся. Максимальное количество данных было собрано в возрастной группе подростков, так как именно они составят основу развития интеллектуального потенциала России в ближайшем будущем. Работа над полученными данными продолжается, и окончательные результаты будут отражены в монографии.

В развернувшейся после доклада дискуссии И.В. Усольцева выразила надежду на то, что результаты исследования заинтересуют профессиональное сообщество. Тогда появится возможность получить гранты и продолжить работу по изучению интеллекта с применением и других существующих сегодня методик.

И.В. Усольцева

Теоретические аспекты интеллекта и творческих способностей были затронуты в докладах Н.И. Чуприковой и Д.Б. Богоявленской (Психологический институт РАО). Более практический характер носили выступления Е.Л. Яковлевой и Н.П. Локаловой (Психологический институт РАО), а также А.Л. Венгера (СГА), в которых речь шла о различных методах и способах повышения интеллектуальных способностей обучаемых. Конференция продолжилась в режиме телемоста из Санкт-Петербурга.

Конференция продолжилась в режиме телемоста  из Санкт-Петербурга

С.Г. Данько в докладе "Психофизиологические исследования креативного мышления: динамика ЭЭГ и локального мозгового кровотока", выполненного коллективом ученых Института мозга человека под руководством Н.П. Бехтеревой, отметил главную особенность данного исследования: "Мы стараемся выделить механизмы работы мозга непосредственно в деятельности с большей или меньшей креативной нагрузкой при максимальном уравновешивании других потенциально влияющих факторов". По окончании доклада прошла дискуссия между Москвой и Петербургом с участием итальянских гостей. Выступления В.Г. Доброхлеб (Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН) и Л.М. Качаловой (СГА) были посвящены возрастным особенностям интеллектуального потенциала.

П. Пинелли и его коллеги (Психиатрический Институт "Вилла Салюс", Италия) ознакомили аудиторию с методикой, позволяющей выявить ранние нарушения когнитивных функций мозга на любой стадии развития.

П. Пинелли

Методику оценки личностных особенностей и интеллектуальных возможностей студентов предложил вниманию присутствующих А.Н. Лебедев (Государственный университет - Высшая школа экономики). Каким образом интеллектуальный потенциал региона влияет на его социально-экономические показатели продемонстрировала в своем выступлении Ю.П. Лежнина (ИКСИ СГА). Завершало конференцию выступление И.В. Богданова (ИПО СГА), в котором он рассказал о системе массового тестирования познавательной и личностной сфер студентов как механизме управления качеством образования в вузе. В развернувшейся после доклада дискуссии автор предложил сравнивать вузы друг с другом именно по динамике перемен, происходящих в интеллектуальной сфере выпускников.

В заключительном слове Д.Б. Богоявленская отметила, что все многообразие представленных сообщений, очень интересных, продуктивных, как бы они не были различны, отвечают на один и тот же извечный вопрос, заданный давно Петраркой - кто мы, что мы и куда идем.

И психологические исследования, и социально-экономические отвечали на вопрос, что мы можем сделать, куда и как должно идти развитие нашей страны. Поэтому, все вместе мы, как представители сферы науки, выполняли свою гражданскую миссию, отвечая на этот актуальный и очень злободневный сегодня вопрос. По итогам конференции ее участниками была принята резолюция.

Фото





М.П. Карпенко,
ректор Современной гуманитарной академии
Ректор СГА М.П. Карпенко и гости из Италии




Д.Б. Богоявленская,
Психологический институт РАО
Н.И. Чуприкова,
Психологический институт РАО




Обсуждение доклада Н.И. Чуприковой
П. Пинелли,
Психиатрический Институт "Вилла Салюс", Италия




А.Н. Лебедев,
Государственный университет - Высшая школа экономики
С.А. Чепурнов,
МГУ им. М.В. Ломоносова




Профессор П. Пинелли и профессор А.Н. Лебедев
Профессор С.А. Чепурнов и профессор А.Н. Лебедев




А.Л. Венгер,
Институт когнитивной нейрологии СГА
В.Г. Доброхлеб,
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН




И.В. Богданов,
Институт психологии обучения СГА
Н.П. Локалова,
Психологический институт РАО




Е.Л. Яковлева,
Психологический институт РАО
Ю.П. Лежнина,
Институт комплексных социальных исследований СГА




Гости конференции. Сотрудники Психиатрического института "Вилла Салюс", Италия




Вопросы из зала. М.Т. Громкова,
Институт развития дополнительного профессионального образования Минобрнауки РФ
Вопросы из зала. Л.П. Шканова,
Серпуховский филиал СГА




Г.П. Милорадов,
абитуриент юридического факультета СГА
Г.П. Милорадов и журналист А.А. Тарасов

 
 
 

Rambler's Top100

URL: http://www.conf.muh.ru | webmaster: webmaster@muh.ru
Copyright © 2004—2018, СГА